Вам нужно только решить этим принципом быть!
























          td

Скачать страницу в PDF
Вход/Регистрация
565] {ТАЛЫ И ЛОКИ}
Тала значит место.
Атала значит не место.
Витала значит некоторое изменение к лучшему, т.е. лучше для материи в том смысле, что в неё входит больше материи, другими словами она становится более дифференцированной. Это древнее оккультное понятие.
Сутала значит хорошее, превосходное место.
Каратала значит то, что можно взять в руки или потрогать (от кара – «рука»), т.е. состояние, в котором материя становится осязаемой.
Расатала значит место вкуса – место, где возможно восприятие с помощью одного из органов чувств.
Махатала значит «великое место» экзотерически, но эзотерически – место, включающее субъективно все остальные и потенциально все предшествующее ей предшествующие ему.
Патала значит то, что находится под ногами (от пада – «нога»), упадхи, или основание, чего-либо, страны противоположных полушарий, Америка, и т.д.
Каждая из лок, мест, миров, состояний и т.д., соответствует и преобразуется в пять (экзотерически) и семь (эзотерически) состояний, или Таттв, не имеющих определённых названий. Их главные степени, приведённые ниже, составляют сорок девять Огней:
5 и 7 Танматр, внешние и внутренние чувства.
5 и 7 Бхут, или стихий.
5 и 7 Дьнианендрий Гнянендрий, или органов чувств.
5 и 7 Кармендрий, или органов деятельности.
В общем они соответствуют состояниям сознания, Иерархиям Дхиан-Чоханов, Таттвам, и т.д. Эти Таттвы трансформируются во всю Вселенную. Четырнадцать лок создаются из семи с семью отражениями: вверху, внизу; внутри, вовне; субъективными, объективными; чистыми, нечистыми; положительными, отрицательными; и т.д.
Состояния сознания, соответствующие ведантистской классификации лок
7. Атала. Атмическое, или Аурическое, состояние, или место, выявляется непосредственно из АБСОЛЮТА и являет собой первое нечто во Вселенной. Ему соответствует Иерархия первичных, нематериальных Существ в том месте, которое не есть место (для нас), в том состоянии, которое не есть состояние. Эта 566] Иерархия содержит исходный план, всё что было, есть и будет от начала и до конца Махаманвантары, – всё там. Нельзя, однако, понимать это как утверждение рока, ибо это идёт вразрез со всеми учениями оккультизма.
Здесь пребывают Иерархии Дхиани-Будд, находящиеся в состоянии Парасамадхи, Дхармакая, – в состоянии, в котором никакое продвижение невозможно. Можно сказать, что пребывающие там существа кристаллизировались в чистоте и однородности.
6. Витала. Здесь пребывают Иерархии небесных Будд, или Бодхисаттв, которые выявляются, по утверждению, из семи Дхиани-Будд. На Земле это связано с соответствует Самадхи, Буддхическому сознанию человека. Никто из Адептов, за исключением одного, не может быть выше этого и жить подняться выше и продолжать жить. Если он переходит в Атмическое, или Дхармакая, состояние (Алайя), то больше не может вернуться на Землю. Это два чисто гиперметафизических состояния.
5. Сутала. Дифференциальное Дифференцированное состояние, соответствующее на Земле Высшему Манасу, а поэтому и шабда (Звуку), Логосу, нашему Высшему Эго, а также состоянию Мануши-Будды, подобному состоянию Гаутамы, на Земле. Это третья ступень Самадхи (которое семерично). Сюда относятся Иерархии Кумар – Агнишваттов, и т.п.
4. Каратала соответствует спарше (осязанию) и Иерархиям эфирных, полуобъективных Дхиан-Чоханов из астральной материи Манаса-Манас, или чистого луча Манаса, то есть низшего манаса до его соединения с камой (как у младенцев). Их называют Спарша Дэвами – Дэвами, наделёнными осязанием. Эти Иерархии Дэвов занимают последовательные ступени развития: первая обладает одним чувством, вторая – двумя и так до семи, причём каждая обладает всеми чувствами потенциально, но они ещё не развиты. Может быть, слово «спарша» лучше перевести как «сродство», «касание».
3. Расатала, или Рупатала, соответствует Иерархиям Рупа Дэвов, или Дэвов зрения, обладающих тремя чувствами: зрением, слухом и осязанием. Это кама-манасические существа и высшие элементалы, соответствующие сильфам и ундинам розенкрейцеров. А на Земле это соответствует искусственно вызываемому состоянию сознания, какое возникает под гипнозом или под действием наркотиков (морфия и др.).
2. Махатала. Соответствует Иерархиям Раса-Дэвов, или Дэвов Вкуса, и характеризуется состоянием сознания, охватывающим пять низших чувств и эманации жизни и существования. У человека это соответствует каме и пране, а в природе саламандрам и гномам.
1. Патала. Соответствует Иерархиям Гандха Дэвов, или Дэвов 567] {СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ} обоняния, подземному миру или странам противоположных полушарий: Миалбе. Это сфера не наделённых умом животных, не имеющих иных побуждений, кроме чувства самосохранения и удовлетворения чувственных влечений, а также очень эгоистичных людей, как бодрствующих, так и спящих. Вот почему, по преданию, проклятый на новое рождение Нарада посетил Паталу. Он рассказывал, что жизнь там очень приятна для тех, «кто никогда не покидал места своего рождения», они очень счастливы. Это земное состояние, соответствующее чувству обоняния. Здесь также пребывают животные дугпа, элементалы животных и духи Природы.
Дополнительные объяснения тех же классификаций
7. Аурическое, Атмическое, Алайическое, чувство сознание, или состояние, характеризующееся потенциальностью, но не активностью.
6. Буддхическое; чувство единства со вселенной; невозможность представить себя обособленным от неё.
(На вопрос, почему определение «Алайический» присвоено здесь Атмическому, а не Буддхическому состоянию, было сказано, что эти классификации не являются твёрдыми и строгими установлениями. Слово может переходить из одной категории в другую в зависимости от того, к какой классификации относится: экзотерической, эзотерической или практической. Изучающие должны стараться сводить всё к состояниям сознания. Буддхи на самом деле едино и неделимо. Это внутреннее чувство, абсолютно невыразимое в словах, и никакая систематизация не в состоянии объяснить его.)
5. Шабдическое, чувство слуха.
4. Спаршическое, чувство осязания.
3. Рупическое, состояние ощущения себя телом и восприятия его (рупа = форма).
2. Расическое, чувство вкуса.
1. Гандхическое, чувство обоняния.
Все эти Космические и человеческие состояния и чувства соответствуют нашим органам чувств, Дьнанендриям Гнянендриям, рудиментарным органам получения знаний через непосредственный контакт, зрение, и т.д. Это способности шариры через нетра (глаза), нос, речь, и т.д., а также через органы действия, кармендрии, руки, ноги, и т.д.
Экзотерически насчитывается пять пятиэлементных наборов, дающих двадцать пять, из них двадцать несистематических и пять буддхических. Экзотерически Буддхи считается воспринимающим, но эзотерически Буддхи воспринимает только через Высший Манас. Каждая из этих двадцати способностей положительна и отрицательна, таким образом получается всего сорок. В каждый из четырёх из этих пяти наборов входит по два субъективных состояния, следовательно, восемь всего. Поскольку они субъективны, то не 568] могут быть удвоены. Таким образом, мы получаем 40+8=48 «познавательных способностей Буддхи», а вместе с Майей, которая включает их все, они составляют 49. (Достигши познания Майи, вы становитесь Адептом).
ТАБЛИЦА
5+5 Танматр 2 субъективные
5+5 Бхут 2 –
5+5 Дьнанендрий Гнянендрий 2 –
5+5 Кармендрий 2 –
––– –
20+20 8
20 + 20 + 8 + Майа = 49
Локи
В своих экзотерических ухищрениях брамины насчитывают четырнадцать лок (включая землю), семь из которых объективны, хотя и невидимы, и семь субъективны, но полностью воспринимаются Внутренним Человеком: это семь Божественных и семь адских (земных) лок.

СЕМЬ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛОК СЕМЬ АДСКИХ (ЗЕМНЫХ) ЛОК
1. Бхурлока (Земля). 1. Патала (наша земля).
2. Бхуварлока (между Землёй и Солнцем ( [Муни]). 2. Махатала.
3. Сварлока (между Солнцем и Полярной Звездой ( [Йоги]). 3. Расатала.
4. Махарлока (между Землёй и крайними пределами Солнечной системы). 4. Талатала (или Каратала).
5. Джанарлока (за пределами Солнечной системы; местопребывание Кумаров, которые не относятся к этому плану). 5. Сутала.
6. Тапарлока (ещё дальше Махатмической сферы, местопребывание божеств Вайраджа). 6. Витала.
7. Сатьялока (местопребывание Нирвани). 7. Атала.
Брамины читают их начиная снизу.
ДИАГРАММА V
СТИХИИ БОЖЕСТВЕННЫЕ ЛОКИ, ИЛИ СОСТОЯНИЯ АДСКИЕ (ЗЕМНЫЕ) ТАЛЫ, ИЛИ СОСТОЯНИЯ ПЛАНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИЕРАРХИИ ПРИНЦИПЫ ЧУВСТВА ЦВЕТА СОЗНАНИЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ ОРГАНЫ ДЕЙСТВИЯ ДУХОВНО СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОРГАНЫ И СРЕДОТОЧИЯ ЧУВСТВ
Бхуты Рупа Танматры 1. Синий Голубой. Дьнанендрии Гнянендрии 1. Нос Кармендрии 1. Основание носа, между бровями. Высоко развито у некоторых животных, напр. собак и др.

1. Земля, Бхуми. Притхиви. 1. Бхурлока. Местопребывание мыслящих и добрых людей. Психическое состояние. 1. Патала. Здесь живут грубо-животное человеческое тело и личность. 1. Местопребывание людей, животных, состояние младенчества. На одном полюсе невинность, на другом – инстинктивный эгоизм. 1. Тело. 1. Гандха (обоняние.) 1. Через объективные восприятия: обоняние 1. Упастха. Орган порождения размножения.
2. Вода.
Апас. 2. Бхуварлока. Состояние, в котором человек больше думает о своём внутреннем состоянии, нежели о личности. В эту сферу переходит его астрал со своей субстанцией. Высшее психическое состояние. 2. Махатала. Местопребывание человеческого астрала, тени грубого тела, которая принимает характерные особенности этой сферы. 2. Область Астрального Света и кама-локи. Местопребывание элементалов, духов природы, элементариев. На другом конце Рупа Дэвы, хранители животного мира. План инстинкта. 2. Астральный образ. 2. Раса (вкус.) 2. Фиолетовый 2. Через инстинктивные восприятия: вкус. 2. Язык 2. Пани Руки. 2. Селезёнка и печень: первая более духовна, вторая относится к материальному плану. Селезёнка соответствует мизинцу левой руки; печень мизинцу правой.
3. Воздух.
Вайю. 3. Сварлока. Состояние, в котором йог утратил вкус ко всему и устремился к воссоединению. Состояние святости. 3. Расатала, где кама страстно желает испытать вкус (раса) всего. 3. Состояние Дэвачана. Местопребывание, или план блаженства и необоснованного безусловного счастья, чистого устремления и осознания, кама-манаса. Высших элементалов. 3. Кама. 3. Рупа (зрение) 3. Красный 3. Через магнетические восприятия: зрение. 3. Глаза. 3. Пада Ноги. 3. Желудок: соответствует позвоночнику и мизинцам обеих ног
4. Огонь,
Агни.
Теджас. 4. Махарлока, где низший манас утратил всякую связь с камой. Состояние сверхсвятости. 4. Талатала, где низший манас цепляется за чувственную и объективную жизнь. Камическое состояние. 4. План, где Майя отступает и ослабевает. Местопребывание самых святых из Рупа Дэв Дэвов. Сфера сострадания на одном конце и огромного эгоизма на другом. 4. Низший
манас. 4. Спарша (осязание.) 4. Зелёный 4. Через психофизиологические восприятия: осязание, контакт. 4. Тело. (Кожа) 4. Пайю. Орган выведения, экскреции. 4. Область пуповины; соответствует пайю, так как выводит чуждый магнетизм.

Бхуты Рупа
Элементарные
Субстанции 5. Джанарлока. Манас целиком освободился от Камы и стал единым с Эго. Состояние Кумары. 5. Сутала. Манас становится целиком рабом Камы и единым с животным человеком. 5. Местопребывание Кумар, Сынов Махата, или Брахмы. Всеведение о том, что относится к царству Майи и находится под её влиянием. Арупа 5. Шабда. (Слух.) 5. Индиго Синий 5. Через чисто ментальные восприятия. 5. Уши 5. Вак. Орган речи. 5. Сердце (духовное). Горло (физическое).

5. Эфир. 5. Высший Манас. Кармендрии
6. Божественное
пламя. 6. Тапарлока. Даже если он снова рождается, он теперь стал неуязвимым и неистребимым. Врожденное Состояние Христоса. 6. Витала. Когда это достигнуто, Высшее полностью отрывается от Низшего, Нить оборвана. 6. План вечной, неуничтожимой субстанции, божественного огня. Местопребывание Вайраджев, Питри Дэвов Солнца. 6. Буддхи. 6. Духовное понимание. (джняна.) 6. Жёлтый 6. Через восприятия души 6. Астральное тело и сердце 6. Душа. 6. Шишковидная железа.
7. Акаша. 7. Сатьялока. В этом состоянии йог достигает высочайшего Самадхи. Он на пороге великого выбора. 7. Атала. Человек умирает, чтобы сразу же родиться. Но место означает не Дэвачан. Духовная смерть, уничтожение. 7. План consummatus est в проявленной вселенной: ноуменальный. 7. Атмическая аура. 7. Высшее синтетическое чувство, охватывающее всё. 7. Полная призматическая семеричность; при аурическом синем голубом цвете. 7. Духовное; через аурические синтетические восприятия. 7. Свет кундалини. 7. Дух. 7. Акаша, которая наполняет череп и для которой ничего из его содержимого – мозг, гланды железы и т.д. – не существует.

Elementary
Substances. Арупа Танматры Дьнанендрии Гнянендрии

569] {ЧЕЛОВЕК И ЛОКИ} Брамины читают это снизу вверх.
Все четырнадцать суть планы снаружи вовнутрь и (семь Божественных) состояний сознания, через которые человек может и должен пройти, если решил пройти семью вратами и путями Дхиани. Для этого не нужно быть развоплощённым, и всё это достигается на земле за одно или многие воплощения.
Взгляните на порядок: четыре низших (1, 2, 3, 4) суть рупа, т.е. они осваиваются Внутренним Человеком в полном согласии с божественными частями, или элементами, низшего манаса и личным человеком, который делает это сознательно. Последний, однако, – если это не полностью посвящённый Адепт – не может достичь и запомнить трёх высших состояний. Хатха-йог никогда не поднимается выше Махарлоки психически и выше Талаталы (двойного, или двойственного, места) физико-ментально. Чтобы стать раджа-йогом, нужно подняться до седьмых врат – Сатьялоки, ибо таков, говорят нам совершенные йоги, плод яджны, или жертвы. Когда (состояния) Бхур, Бхувар и Сварги пройдены, то сосредоточенное в Махарлоке сознание йога находится на последнем плане и состоянии между полным отождествлением личного и Высшего Манаса.
Важно запомнить, что в то время как адские (или земные) состояния представляют собой также семь делений земли, как и Космоса, на планы и состояния, божественная Сапталока чисто субъективна и начинается с плана психического Астрального Света, а кончается состоянием Сатьи, или Дживанмукты. Эти четырнадцать лок, или сфер, образуют всю Брахманду (мир). Четыре низших со всеми своими обитателями преходящи, тогда как три высших вечны, т.е. состояния, планы и субъекты первых длятся для них только один День Брахмы, изменяясь с каждой Кальпой, вторые же существуют в течение Века Брахмы.
В Диаграмме V даются только тело, астрал, кама, низший манас, Высший Манас, Буддхи и Аурическая Атма. Жизнь представляет собой универсальный всеобщий Космический принцип и принадлежит индивидуальностям не более, чем Атман.
Отвечая на вопросы по поводу этой диаграммы, Е.П.Б. сказала, что осязание и вкус не имеют строго определённого места в последовательности. Стихии же идут в строгом порядке, но Огонь пронизывает их все. Каждое чувство проникает все остальные. Общепринятого порядка нет, но у каждого человека первым является тот, который наиболее развит наиболее развитое.
Изучающие должны запомнить соответствия, а затем сосредоточением на органах достигать соответствующих состояний сознания. Берите их по порядку, начиная с низшего и упорно поднимаясь 570] наверх. Медиум может иногда ухватывать проблески высшего, но не может таким образом получить правильного развития.
Прикосновение к мизинцу и сосредоточение внимания не нём позволяет получать величайшие феномены.
Локи и талы суть отражения друг друга. Таковыми являются и Иерархии в каждой, в парах противоположений, у двух полюсов сферы Отражают друг друга и пары противоположных Иерархий, находящиеся на двух полюсах каждой сферы. Такие противоположности есть во всём: добро и зло, свет и тьма, мужское и женское.
Е.П.Б. не могла сказать, почему Земле соответствует синий голубой цвет. Синий Голубой – это полноценный цвет, первичный. Индиго Синий это цвет, а не оттенок синего голубого, то же относится и к фиолетовому.
Вайраджи это огненные Эго других Манвантар, которые уже очистились в огне страстей. Это те, кто отказался творить. Они достигли Седьмых Врат и отказались от Нирваны, оставшись на последующие Манвантары.
Семь ступеней антахкараны соответствуют Локам.
Самадхи – высочайшее состояние на земле, которого можно достичь в теле. За ним Посвящённый должен стать Нирманакаей.
Чистота ума важнее чистоты тела. Если упадхи не будет совершенно чистым, оно не сможет сохранить воспоминаний о высшем состоянии. Если сделать что-то, не обратив или почти не обратив на это никакого внимания, это будет иметь сравнительно малое значение. Но если думать об этом, сосредотачиваться на этом, то следствия будут в тысячу раз значительнее. Необходимо соблюдать чистоту мыслей.
Помните, что хотя кама обладает дурными страстями и эмоциями, она помогает нам развиваться, давая нам также необходимые для восхождения желание и импульс.
Плоть, тело, материальную составляющую человеческого существа на этом плане подчинить труднее всего. Высочайшему Адепту, оказавшемуся в новом теле, приходится бороться с ним, подчиняя его своей воле, и это трудная задача для него.
Печень – генерал, селезёнка – адъютант: всё, что не доделывается печенью, доделывается селезёнкой.
На вопрос о том, каждый ли человек должен пройти через эти четырнадцать состояний, Е.П.Б. ответила, что локи и талы представляют собой планы на этой земле, и все должны пройти только через некоторые из них, но ученик на своём пути к Адептству должен пройти через каждую. Все проходят через низшие локи, но не обязательно через 571] {ЙОГИ В СВАРЛОКЕ} соответствующие талы. Всё имеют два полюса, семь состояний в каждом состоянии.
Витала представляет собой как возвышенное, так и адское состояние. То состояние, которое для смертного характеризуется полным отделением Эго от личности, для Будды является лишь временным отделением. Для Будды – это Космическое состояние.
Брамины и буддисты считают талы адами, но в действительности это образное понятие. Мы оказываемся в аду всякий раз, когда переживаем несчастья, невзгоды, страдания и т.д.
Формы в астральном свете
Элементалы в Астральном Свете это отражения. Там отражено всё, что есть на земле. Именно от них получают иногда фотографии через медиумов. Медиумы бессознательно воспроизводят их в виде форм. Адепты же делают это сознательно с помощью крияшакти, как бы фокусируя лучи света с помощью зажигательного стекла.
Состояния сознания
Бхурлока это то состояние бодрствования, в котором протекает наша нормальная жизнь. В этом же состоянии бывают и животные, когда чуют пищу, опасность, и т.п. А находиться в Сварлоке – значит быть совершенно рассеянным на этом плане, оставляя действующим только инстинкт, так что на материальном плане вы вели бы себя, как животное. Известны йоги, которые закристаллизировались в этом состоянии, и кормить их приходится другим. Один йог близ Аллахабада вот уже пятьдесят три года сидит на камне. Его чела каждую ночь снимают его, окунают в реку и сажают обратно. Днём его сознание возвращается в Бхурлоку, и он говорит и учит. А на острове близ Калькутты нашли другого йога, чьи конечности успели обвить древесные корни. Чтобы извлечь его, пришлось обрезать корни, но от множества насильственных приёмов, с помощью которых его пытались пробудить, он умер.
В. Можно ли одновременно находиться более, чем в одном состоянии сознания?
О. Сознание не может полностью находиться на двух планах сразу. Высшие и низшие состояния не являются полностью несовместимыми, но, находясь в высшем, вы будете «витать в облаках» в низшем. Чтобы по возвращении в низшее состояние вспомнить высшее, необходимо перенести в высшее свою память. Пребывать в двойном сознании способен, по-видимому, Адепт: когда он желает не видеть, то может отвлечься, находясь в высшем состоянии, но отвечая при этом на 572] задаваемые вопросы. Однако, для этого он будет моментально возвращаться на материальный план, чтобы сразу же вознестись на высший. В неблагоприятных условиях это его единственное спасение.
Чем ниже вы опускаетесь в талы, тем больше вы обретаете в интеллекте и теряете в духовности. Можно быть нравственно хорошим, но не духовным человеком. Интеллект может оставаться в очень тесной связи с камой. Можно находиться в одной из лок и посещать одну или все талы, причём состояние ваше будет зависеть от той локи, к которой вы относитесь. Так, относящийся к Бхурлоке может перейти только в талы и отправиться к дьяволу. Живущий же в Бхуварлоке не может настолько испортиться. А если он достиг состояния Сатья, то может смело входить в любую талу – поддерживаемый собственной чистотой, он никогда не будет поглощён. Талы суть состояния мозгового интеллекта, тогда как Локи – точнее, три высших из них – духовны.
Манас поглощает свет Буддхи. Буддхи – арупа и поглощать ничего не может. Когда Эго забирает весь свет Буддхи, оно забирает свет Атмы, поскольку Буддхи является носителем Атмы, и трое сливаются в одно. При этом полный Адепт становится духовно целостным, но имеет тело. Четверичный Путь закончен, и Адепт един. Если это Учителя, то их тела иллюзорны и, следовательно, не стареют, не покрываются морщинами и т.д.
Если изучающий не является психиком от природы, то должен утвердить своё четверичное сознание на более высоком плане и накрепко зафиксировать его там. Пусть он сделает из четырёх низших одну связку и закрепит их в высшем состоянии. Ему необходимо сосредоточиться в этом высшем, не позволяя телу и рассудку стащить себя вниз и унести. Не жалейте ни о теле, ни о еде, ни о питье, ни о сне, но живите всегда по идеалу.
Материнская любовь
Материнская любовь – это инстинкт, один и тот же как у человека, так и у животного, но у последнего часто сильнее. Продолжительность этой любви у людей обусловлено близостью общения, магнетизмом крови, психической симпатией. Иногда семья образуется из тех, кто уже жил когда-то вместе, но часто это не так. Здесь действуют весьма сложные причины, требующие уравновешения. Для рождения ребёнка с очень плохой кармой иногда выбираются бессердечные родители, или родители могут умереть до проявления кармических плодов, или же страдания через ребёнка составляют их собственную карму. Как инстинкт материнская любовь занимает место между Расаталой и Талаталой.
573] {СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ} Кармические счета людей ведут Липики, запечатлевающие их в астральном свете.
Колеблющиеся люди переходят из одного состояния сознания в другое.
Мысль возникает раньше желания и действует на мозг, а мозг на орган, и только тогда возникает желание. Не внешний стимул активизирует орган. Поэтому надо сразу же убить мысль, чтобы не бороться потом с желанием. Изучающий должен контролировать свои мысли. Погружение в мысли на пять минут может погубить пятилетнюю работу, и хотя повторно этот пятилетний труд может быть выполнен быстрее, но время будет всё-таки потеряно.
Сознание
Е.П.Б. начала с критики западных взглядов на сознание, говоря, что в ведущих философиях нет его определения и не проводится никакой разницы между сознанием и самосознанием, а ведь именно в ней и заключается отличие человека от животного. Животное обладает только сознанием, но не самосознанием, и в отличие от человека не знает эго как субъекта. Потому сознание птицы, насекомого, зверя в огромной степени отличается от сознания человека.
Но полная сознательность человека это его самосознание – то, благодаря чему он может сказать: «Это делаю я». Если есть удовольствие, оно должно прослеживаться до того, кто испытывает его. Различие между сознанием человека и животных заключается в том, что хотя у животного есть «я», но оно не сознаёт этого «я». Когда Спенсер в своих рассуждениях о сознании подходит к какому-нибудь пробелу, то просто перешагивает через него. То же относится и к Юму, который, говоря, что видит при самоанализе только чувства и не находит никакого «я», забывает, что без «я» никакие чувства увидеть было бы не возможно, ведь что собственно анализирует чувства? Животное не сознаёт чувства «Я есмь я». У него есть инстинкт, но инстинкт это не самосознание. Самосознание является свойством ума, а не души, anima, откуда и происходит английское слово «животное» (animal). До прихода Манасапутр в Третьей Расе человечество не обладало самосознанием. Сознание, мозговое сознание, представляет собой световое поле Эго, Аурического яйца, Высшего Манаса. Клетки ноги сознательны, но являются рабами идей, они не самосознательны и не могут породить идею, хотя когда они устают, то могут передать мозгу чувство неудобства, способствуя возникновению идеи усталости. Инстинкт это низшее состояние сознания. Сознание человека охватывает 574] четыре нижних ноты его семеричного сознания. Его сознание включает в себя семь ступеней, тем не менее по существу и главным образом оно представляет собой одно целое. Существуют миллионы миллионов состояний сознания, как существуют миллионы миллионов листьев, но, как не найти и двух одинаковых листов, так не найти и двух одинаковых состояний сознания, ибо состояния никогда полностью не повторяется.
Для того ли дана нам память, чтобы породить у нас эго? Знание, чувство, желание суть коллеги ума, но не его свойства. Память – создание искусственное, придаток относительности, её можно обострить или оставить слабой, и это зависит от состояния мозговых клеток, которые накапливают все впечатления. Что бы вы делали, вам не соотнести между собой знание, чувство и желание. Они порождаются не друг другом и не умом, но являются принципами, коллегами. Без памяти нельзя обладать знанием, ибо все знания хранит память, обрабатывая и выдавая их. Если ничему не учить ребёнка, он ничего не будет знать. Мозговое сознание зависит от интенсивности света, проливаемого Высшим Манасом в низший, и от степени сродства между мозгом и этим светом. Мозговой ум обусловлен отзывчивостью мозга на этот свет и представляет собой поле сознания Манаса. У животного есть латентные Монада и Манас, но его мозг не восприимчив к ним. У него есть все потенциальности, но они спят. На Западе распространены определённые заблуждения, которые портят его теории.
Сколько впечатлений одновременно может воспринять и запечатлеть в своём сознании человек? На Западе говорят, что одно, а оккультисты утверждают, что в норме семь, а при необычных условиях – четырнадцать, семнадцать, девятнадцать, двадцать одно и вплоть до сорока девяти. Оккультизм учит, что сознание всегда воспринимает и сохраняет в памяти семикратное семеричное впечатление. Убедиться в этом можно, нажав сразу семь клавиш, соответствующих нотам музыкальной гаммы: эти семь звуков доходят до сознания одновременно, но неприученное ухо может узнать их лишь один за другим, а при желании можно измерить интервалы между ними. Натренированное ухо услышит все семь нот сразу, одновременно. Экспериментально доказано, что за две-три недели тренировки человек может научиться воспринимать семнадцать или восемнадцать цветовых впечатлений, причём с сокращением интервалов между ними по мере практики.
Память приобретается на текущую жизнь и может быть расширена. Гений – это величайшая отзывчивость мозга и мозговой памяти на Высший Манас. Впечатления в любом смысле хранятся в памяти В памяти хранятся впечатления любого рода.
575] {УРОВНИ СОЗНАНИЯ} Любое физическое чувство развивается из существующего до него ментального чувства. Если пустить в открытый пруд слепых рыб, живущих в морских глубинах или в подземных водах, то за несколько поколений у них разовьются глаза. Но в их привычной среде какое-то зрение у них всё-таки есть, хотя и не физическое, иначе как бы они ориентировались в темноте, избегали бы опасности, и т.д.? Ум будет воспринимать и копить всевозможные впечатления и сведения механически и бессознательно, бросая их в память как бессознательные восприятия. Если внимание всецело поглощено чем-то, то никакие телесные повреждения в это время не ощущаются, и только позднее страдание доходит до сознания. Итак, семь одновременно звучащих нот из нашего примера создают одно впечатление, хотя на слух ноты воздействовали последовательно, одна за другой, и в мозговом уме они складываются по порядку, ибо нетренированное сознание не может зарегистрировать определять их одновременно. Всё зависит от тренировки и внимания. Поэтому перенос в сознание ощущения от какого-либо органа происходит почти одновременно мгновенно, если на это направлено ваше сознание внимание, но если его отвлечёт какой-то шум, то ощущение дойдёт до вашего сознания более, чем через секунду. Оккультисту следует учиться одновременному восприятию и переносу каждого впечатления или впечатлений к сознанию по семилинейной шкале на семь уровней сознания. Наибольшего успеха достигнет тот, кто максимально сократит интервалы физического времени.
Семь уровней сознания
Единое сознание имеет семь уровней, или степеней – например, в момент ощущения удовольствия или боли – четыре низших и три высших.

1. Физическое чувство-восприятие Восприятие физическими чувствами: Восприятие клетки (при параличе ощущение всё равно есть, хотя вы вы и не чувствуете его).
2. Самовосприятие Сознательное восприятие, или апперцепция: т.е. самовосприятие апперцепция клетки.
3. Психическая апперцепция: Астрального двойника, доппельгангера, передающего его выше
4. Жизненного восприятия Витальному восприятию: Физическому ощущению качества – удовольствия или боли.
Это четыре низших уровня, принадлежащие психофизиологическому человеку.
5. Манасическое самовосприятие распознание низшего манаса: Манасическое распознавание Низшего Манаса манасическая апперцепция.
576] 6. Волевое восприятие: Волевое восприятие, добровольное сознательное принятие идеи; вы можете обращать внимание на физическую боль или игнорировать её.
7. Духовная, полностью сознательная апперцепция потому что она достигает Высшего, самосознательного Манаса.

( [Апперцепция означает самовосприятие самосознание, сознательное действие, но не так, как у Лейбница, а когда внимание сосредоточено на восприятии.) ]
Вы можете пользоваться ими на любом плане Эти уровни есть на всех планах: например, плохая новость проходит четыре низших уровня, прежде чем дойдёт до сердца.
Или возьмём звук:
1. Он ударяется в ухо достигает уха.
2. Самовосприятие апперцепция уха.
3. На психику или ментал, который Психического или ментального, которое переносит его к
4. Жизненному Витальному (резкий, мягкий; сильный, слабый; и т.п.).
Эго
Одно из лучших доказательств существования Эго, истинного поля Сознания, состоит в том, что, как уже говорилось, состояние сознания невозможно полностью воспроизвести, живите хоть сотни лет и проходите через миллиарды и миллиарды состояний. Один активный день несёт с собой сколько состояний и подсостояний полноценных и пограничных состояний, что на них просто не хватит клеток. Это поможет вам понять, почему некоторые умственные психологические состояния и отвлечённые понятия следуют за Эго в Дэвачан, а другие просто рассеиваются в пространстве. То, что коснется имеет отношение к Сущности, близко ей по духу, – благородный поступок, например, – бессмертно и идёт вместе с ней в Дэвачан, составляя неотъемлемую часть биографии личности, которая разрушается. Возвышенная эмоция проносится проходит семь уровней и касается Эго, того ума, что играет свои мелодии в клетках ума. Можно анализировать и описывать работу сознания, но нельзя определить сознание, не принимая существование Субъекта.
Бхурлока
Бхурлока начинается с низшего манаса. Животные чувствуют не так, как люди. Собака больше думает о гневе своего хозяина, нежели о реальной боли от наказующего ремня. Животное не страдает в памяти и воображении, чувствуя прошедшую и будущую, также как и действительную настоящую боль переживая прошлую и будущую боль, как настоящую.
577] {ВИБРАЦИИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ}
Шишковидная железа
Конкретным физическим органом восприятия является мозг, а средоточием восприятия – аура шишковидной железы. На любое впечатление эта аура отзывается вибрациями, но у живого человека это можно только почувствовать, но не постичь. В процессе мышления, протекающего в сознании, в свете этой ауры происходят постоянные вибрации, и ясновидящий, глядя на мозг живого человека, может почти сосчитать, увидеть духовным зрением семь градаций, семь оттенков света, от самого тусклого до самого яркого. Вы касаетесь своей руки, но ещё до того, как вы коснулись её, в ауре шишковидной железы началась вибрация со своим цветовым оттенком. Именно эта аура приводит к изнашиванию органа вызываемыми ею вибрациями. Приведённый в вибрирующее состояние головной мозг передаёт вибрации спинному мозгу, а через него и всему телу. Эти сильные вибрации вызываются как радостью, так и печалью, изнашивая тело, а очень сильные вибрации радости или скорби могут даже убить.
Сердце
Семеричное волнение света, окружающего шишковидную железу, и его игра отражаются в сердце, вернее в его ауре, которая вибрирует и освещает семь мозгов сердца, как аура шишковидной железы. Экзотерически это четырёх-, а эзотерически семилепестковый лотос, Саптапарна, пещера Будды с её семью камерами.
Астрал и эго
Природа и сущность астрального тела отличается от и природы и сущности Эго. Астральное тело молекулярно, каким бы эфиризованным оно ни было, а Эго атомарно, духовно. Атомы духовны и на этом плане всегда невидимы; вокруг них формируются молекулы, они же остаются как высшие, незримые принципы молекул. Глаза представляют собой самый оккультный орган наших чувств: закройте их, и вы переходите на ментальный план. Остановите все чувства, и вы окажетесь на совершенно ином плане.
Индивидуальность
Если вместе курят двенадцать человек, дым от их сигарет смешивается, но молекулы дыма каждой из них родственны друг другу и навсегда останутся отличными от других, как бы не 578] перемешивалась вся масса. Точно так же сохраняет свою неповторимость и падающая в океан капля воды. Она стала каплей со своей собственной жизнью, как человек, и не может быть уничтожена. Любая группа людей появится в Астральном Свете группой, однако не останется там навсегда, но группа, образующаяся ради изучения оккультизма, будет более связанной и оставит более стойкий отпечаток. Чем выше и духовнее родство, тем долговечнее сцепление.
Низший манас
Низший манас представляет собой эманацию Высшего Манаса и имеет одну с ним природу. Эта природа не может ни производить, ни воспринимать впечатления на этом плане: Архангел, не обладая опытом, был бы здесь бессознательным и не мог бы ни оставить, ни воспринять никаких впечатлений. Поэтому низший манас облекается в сущность субстанцию астрального света. Эта астральная оболочка отрезает его от его Родителя, оставляя связь только через антахкарану, которая служит единственным его спасением. Разорвите её и вы превратитесь в животное.
Кама
Кама это жизнь, это сущность крови. Когда она покидает кровь, та свёртывается. Прана универсальна наполняет собой всю вселенную на этом плане, а у нас это жизненный принцип, скорее пранический, чем прана.
Самость
«Самость» характеризуется определяющими её качествами. Так, например, два волка, помещённые в одинаковую среду, скорее всего, не стали бы вести себя по-разному.
Поле сознания Высшего Эго никогда не отражается в астральном свете. Аурическая оболочка воспринимает впечатления как от Высшего Манаса, так и от низшего, но только впечатления последнего отражаются также в астральном свете. Сущность же всего духовного, – всего, что доходит до Высшего Эго или не отвергается им, – не отражается в астральном свете, потому что он находится на слишком низком плане. Но при жизни человека эта сущность из кармических соображений запечатлевается в аурической оболочке и после смерти и разделения Принципов вливается во Вселенский Ум (те «впечатления», что превосходят даже план Дэвачана), где кармически ожидает нового воплощения Эго. ( [Таким образом, есть три рода впечатлений, которые можно назвать камическими, дэвачановыми и манасическими.) ] Ибо даже 579] {РАСПЯТИЕ ХРИСТОСА} самые высокие существа должны получить свою кармическую награду и наказание на земле. Эти духовные впечатления в большей или меньшей степени откладываются в мозгу, иначе низшее Эго эго не несло бы никакой ответственности. Некоторые впечатления, однако, которые получаются через мозг, не являются результатом нашего прошлого опыта. Адепты тренируют свой мозг для удержания этих впечатлений.
В воплощающемся Луче ради удобства можно выделить два аспекта: низшее камическое Эго эго рассеивается в кама-локе, Манасическая же часть завершает свой цикл и возвращается к Высшему Эго. Вот это-то Высшее Эго и есть на самом деле тот, кто, так сказать, наказывается и страдает. Это истинное распятие Христоса –самая сложная, но одновременно самая важная тайна оккультизма, составляющая основу всего цикла наших жизней. И действительно, страдает здесь Высшее Эго, ибо следует помнить, что абстрактное сознание высшего личного сознания останется запечатлённым в Эго, ибо должно стать неотделимым элементом его вечности. Все наши самые возвышенные впечатления запечатлеваются в Высшем Эго, поскольку имеют ту же природу, и оно.
С высшей точки зрения, патриотизм и подвиги на военной службе не так похвальны. Принести пользу части человечества – это хорошо, но плохо делать это за счёт других. Поэтому патриотизм и т.п. имеет как положительную, так и отрицательную стороны. И хотя внутренняя сущность Высшего Эго не может запачкаться, но это вполне возможно для его внешнего одеяния. Поэтому и плохое, и хорошее из таких мыслей и дел запечатлевается в аурической оболочке, и карму за плохое берёт на себя Высшее Эго, хотя оно совершенно невиновато в этом. Таким образом, оба рода впечатлений рассеиваются после смерти во Вселенском Уме, а при следующем воплощении Эго посылает в новую личность Луч, который есть он сам которым само же и является, и страдает в ней. Он Оно страдает в самосознании, которое он оно создало собственным накопленным опытом.
Каждое из наших Эго имеет карму прошлых Манвантар. Существует семь Иерархий Эго, некоторые из которых – например, воплощённые в низко-развитых племенах, – можно сказать, только начинают нынешний цикл. Эго начинает с Божественного Сознания, и нет для него ни прошлого, ни будущего, ни разъединения. Это происходит задолго до того, как оно начинает сознавать себя. Лишь после многих рождений по совокупности опыта оно начинает ощущать себя индивидуальностью. В конце цикла своих воплощений оно по-прежнему является тем же самым Божественным Сознанием, только теперь это индивидуализированное Самосознание.
580] Чувство ответственности внушается присутствием Света Высшего Эго. По мере всё большей и большей индивидуализации Эго в цикле его воплощений оно благодаря страданиям всё больше и больше признаёт свою ответственность, в результате чего обретёт в конечном итоге Самосознание, сознание всех Эго всей Вселенной. Чтобы обладать идеей или чувствованием всего этого получить представление или прочувствовать всё это, Абсолютное Существо должно пройти весь опыт индивидуально, а не универсально, чтобы по возвращении обладать тем же всезнанием, что и Вселенский Ум, а также памятью обо всём, через что оно прошло.
В день «Будь с Нами» каждое Эго должно вспомнить все циклы своих прошлых воплощений за Манвантары. Эго соприкасается с этой землёй, все семь Принципов становятся одним, и оно видит всё, что совершило здесь. Благодаря некоему божественному свету оно видит поток своих прошлых воплощений, видит всё человечество сразу, но все же всегда имеется отдельный поток, который всегда всё время выделяется отдельный поток, который всегда остаётся его «Я».
Поэтому мы всегда должны стараться акцентировать свою ответственность.
Высшее Эго представляет собой как бы шар чистого божественного света, Единица единое Целое с высшего плана, в котором нет никакой дифференциации. Опускаясь на план дифференциации, оно выявляет Луч, который может проявить только через уже дифференцированную личность. Часть этого Луча, низший манас, в течение жизни может настолько закристаллизироваться и срастись к камой, что так и останется увязшим в материи. Та часть, что сохраняет свою чистоту, образует антахкарану. Вся судьба воплощения зависит от того, сможет ли Антахкарана обуздать кама-манас или нет. После смерти более высокий свет (антахкарана), несущий в себе впечатления и память обо всех добрых и благородных устремлениях, ассимилируется Высшим Эго, плохое же отделяется в пространстве и возвращается в виде плохой кармы, ожидающей личности личность.
Чувство ответственности это начало Мудрости, свидетельство начала постепенного исчезновения аханкары и утраты чувства обособленности.
Кама-рупа
Кама-рупа в конце концов разрушается и переходит в животных. Все животные с красной кровью произошли от человека, а холоднокровные животные произошли из материи прошлого. Кровь есть кама-рупа.
Белые шарики кровяные тельца это мусорщиками, «поглотители», они 581] {ВОЗНЕСЕНИЕ НАД МОЗГОМ} сочатся через селезёнку из астрала и имеют то же естество, что и он. Они рождаются пoтом чхайи. Кама проникает всё тело, а красные кровяные клетки представляют собой капли электрического флюида, испарину из всех органов, сочащуюся из каждой клетки. Это отпрыски Фохатического Принципа.
Сердце
В сердце заключено семь мозгов, упадхи и символы семи Иерархий.
Огни
Вокруг шишковидной железы постоянно играют огни, но, когда их на краткий миг озаряет кундалини, видна вся вселенная. Третий глаз открывается даже во время глубокого сна. Это полезно для Манаса, который пользуется этим, хотя мы об этом и не помним.
Восприятие
Отвечая на вопрос о семи уровнях восприятия, Е.П.Б. сказала, что мысль должна быть сосредоточена на высшем из них, седьмом, но попытка подняться выше покажет, что превзойти его на этом плане невозможно. В мозгу нет ничего, что может вести мыслителя дальше, и, чтобы поднять мысль ещё выше, это должна быть мысль без мозга. Изучающий должен закрыть глаза и с помощью воли не позволять мозгу работать, и тогда он может миновать эту точку и перейти на следующий план. Все семь уровней восприятия предшествуют антахкаране, и, если вам удастся подняться выше их, то вы окажетесь на Манасическом Плане.
Старайтесь представить что-нибудь, что превосходит способности вашего мышления, скажем природу Дхиан-Чоханов. Затем введите мозг в состояние пассивности и выходите за его пределы. Вы увидите сияющий, белый свет, серебристый, но переливчатый, как перламутр, затем по нему пробегут цветные волны, начиная с нежнейших фиолетовых, через бронзовые оттенки зелёного до синего с металлическим отливом, и этот цвет останется. Если вы увидите это, значит вы уже на другом плане. Вы должны пройти семь стадий.
При появлении цвета взгляните на него, и если это нехороший цвет, отвергайте его. Останавливайте внимание только на зелёном, индиго синем и жёлтом – это хорошие цвета. Так как глаза соединены с мозгом, то цвет, который вам легче всего увидеть, будет цветом личности. Если вы видите красный, то это лишь физиологический цвет, поэтому не надо обращать на него внимание. Зелёно-бронзовый соответствует низшему манасу; жёлто-бронзовый – антахкаране; 582] индиго сине-бронзовый – Манасу. Эти цвета и следует наблюдать, и когда жёлто-бронзовый вливается в индиго синий – вы на Манасическом Плане.
На Манасическом Плане видны Ноумены, сущность феноменов. Вы не видите людей или другие сознания, но достаточно заняты удержанием собственного сознания. Тренированный ясновидец может видеть Ноумены всегда, Адепт же видит Ноумены на этом плане, реальную сторону вещей, поэтому не может обманываться.
Начинающий может носиться в медитации между двумя планами, то поднимаясь на более высокий, то вновь опускаясь на исходный. На этом плане вы слышите тиканье часов, затем на астральном – душу тиканья. Когда здесь часы останавливают, тиканье продолжается на более высоких планах, на астральном, затем в эфире, пока последний кусочек часов не станет не исчезнет последняя частица часов. Это аналогично мёртвому телу, которое посылает свои эманации, пока не разложится последняя молекула.
В медитации нет времени, потому что нет последовательности состояний сознания на этом плане.
Фиолетовый цвет соответствует астралу. С него вы начинаете, но не должны на нём останавливаться – старайтесь идти дальше. Если вы видите фиолетовую пелену, значит вы бессознательно начали формировать маяви рупу. Фиксируйте своё внимание, и если оно рассеивается, крепко держитесь сознанием за это майявическое тело, не теряйте его из виду, старайтесь держаться всеми силами.
Сознание
Чисто животное сознание состоит из совокупного сознания всех клеток тела, кроме клеток сердца. Сердце – это царь – самый важный орган в человеческом теле. Даже если отделить от тела голову, сердце будет биться ещё тридцать минут, а если его завернуть в вату и положить в тёплое месте, оно пробьётся ещё несколько часов. Та точка в сердце, что умирает последней, является средоточием жизни, центром всего, Брахмой, первой точкой, что начинает жить в зародыше и последней умирает. Когда погружённого в транс йога зарывают в землю, именно это место в сердце продолжает жить, даже если всё тело будет мертво, и пока оно живо, йога можно воскресить. Потенциально эта точка содержит в себе ум, жизнь, энергию и волю. При жизни оно излучает призматические цвета, огненные и опаловые. Сердце представляет собой центр духовного сознания, как мозг является центром рассудочного сознания. Но ни это сознание, ни его энергии не могут управляться личностью, пока она не приведёт себя в соответствие Буддхи-Манасу, а до тех пор оно само руководит ею – если может. Отсюда исходят 583] {ХРИСТОС И АПОЛОНИЙ} раскаяние и угрызения совести, идущие из сердца, а не из головы. В сердце заключён единственный проявленный Бог, двое других незримы, и это есть олицетворение Триады Атмы-Буддхи-Манаса.
На вопрос о том, можно ли, сконцентрировав сознание в сердце, принимать подсказы Духа, Е.П.Б. ответила, что, достигши такой концентрации, любой человек привёл бы себя в соответствие с Манасом и присоединил бы кама-манас к Высшему Манасу. Высший Манас не может непосредственно направлять человека, но может действовать лишь через низший манас.
У человека три главных центра – сердце, голова и пуп, и любые два из них могут быть + или – по отношению друг к другу, в зависимости от относительного превосходства центров.
Сердце соответствует Высшей Триаде, печень и селезёнка Кватернару, а солнечное сплетение является мозгом желудка.
Е.П.Б. спросили, не могут ли три вышеназванных центра олицетворять Христоса, распятого между двумя разбойниками, и она ответила, что можно провести такую аналогию, но что злоупотреблять этими образами нельзя. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что низший манас единосущен Высшему и может слиться с ним воедино, отвергая камические импульсы. Распятие Христоса символизирует самопожертвование Высшего Манаса, Отца, посылающего в мир своего единородного Сына, чтобы тот взял на себя наши грехи: миф о Христе происходит из Мистерий. Оттуда же происходит и жизнеописание Аполлония Тианского, которое утаивалось отцами Церкви из-за поразительного сходства с жизнью Христа.
Весь психоинтеллектуальный человек заключён в голове с её семью вратами, а духовный человек – в сердце. Мозговые извилины образуются мыслью.
При жизни человека третий желудочек заполнен светом, а не жидкостью, как после смерти.
Мозг имеет семь полостей, которые при жизни совершенно пусты и в которых должны отражаться видения, чтобы остаться в памяти. В оккультизме эти центры называются семью созвучиями, гаммой божественных созвучий, и заполнены Акашей, каждая собственного цвета, соответствующего состоянию сознания, в котором вы находитесь. Шестой полостью является шишковидная железа, которая пустотела и при жизни пустует; седьмая – целое; пятая это третий желудочек; четвёртая – гипофиз. Когда Манас соединён 584] с Атма-Буддхи или когда Атма-Буддхи сосредоточены в Манасе, они действуют в трёх высших полостях, излучая и создавая сияющий ореол, видимый у очень святых людей.
Мозжечок является центром, хранилищем всех сил, это кама головы. Шишковидная железа соответствует матке, а её ножки поводки – фаллопиевым трубам. Гипофиз же – только её слуга, факелоносец, подобный слугам, бегавшим с факелами перед каретой принцессы. Таким образом, в своей голове человек – андрогин.
Человек имеет в себе все элементы, какие только есть во Вселенной. В Макрокосме нет ничего, чего не было бы в Микрокосме. Как уже сказано, при жизни шишковидная железа совершенно пуста, а гипофиз содержит различные эссенции. После смерти гранулы шишковидной железы оседают в полости.
Мозжечок обеспечивает материалы для мышления, которые завершаются и полируются во фронтальных долях головного мозга, однако сами фронтальные доли творить не могут.
Восприятие ясновидением представляет собой осязательное сознание: например, чтение писем, психометрическое исследование субстанции и т.д., возможны с помощью подложечной ямки. Каждое чувство обладает своим сознанием, поэтому можно иметь сознание через любое чувство. Сознание возможно на плане зрения, даже если мозг парализован. Глаза парализованного будут выражать ужас. То же относится и к слуху. Физически слепые, глухие или немые люди всё же обладают психическими дубликатами этих чувств.
Воля и желание
Эрос у человека это воля гения творить прекрасные картины, чудесную музыку, произведения, которые будут жить и служить человечеству. Он не имеет ничего общего с животным желанием творить. Воля исходит от Высшего Манаса. Это вселенская гармоническая тенденция, действующая через Высший Манас. Желание же является следствием обособленности, стремящейся к удовлетворению себя в материи. Канал, открытый между Высшим Эго и низшим, позволяет Эго воздействовать на личное «я».
Обращение
Неправда, что человек, сильный во зле, может вдруг обратиться и стать таким же сильным в добре. Его носитель слишком загрязнён, и в лучшем случае он может только нейтрализовать зло, уравновешивая приведённые им в 585] {НАЧАЛА} действие дурные кармические причины, во всяком случае на текущее воплощение. Нельзя использовать бочку из-под сельди в качестве сосуда для розового масла, так как дерево слишком пропитано селёдочным рассолом. Запечатлевшиеся в физической природе дурные импульсы и наклонности не могут сразу измениться на противоположные. Молекулы тела развёрнуты в камическом направлении, и хотя у них достаточно интеллекта, чтобы видеть что к чему на их собственном плане, т.е. чтобы избегать того, что вредно им самим, они не могут понимать изменения направления, импульс к которому исходит с другого плана. Если их принуждать слишком сильно, это может привести к болезни, сумасшествию, смерти.
Начала
Абсолютное вечное движение, Парабрахман, который есть ничто и всё, невообразимо быстрое движение, отбрасывает в этом движении дымку, которая представляет собой энергию, Эрос. Так он трансформируется в Мулапракрити, первичную Субстанцию, которая по-прежнему является энергией. Когда, продолжая свои превращения, эта энергия в своём беспрестанном и непостижимом движении становится атомом, скорее даже зародышем атома, она оказывается на третьем Плане.
Наш Манас является Лучом из Мировой Души, и удаляется во время Пралайи; «пожалуй, это низший манас Парабрахмана» – Парабрахмана проявленной Вселенной. Первая дымка представляет собой энергию, или движение на проявленном плане; Алайя является Третьим Логосом, Маха-Буддхи, Махатом. Мы всегда начинаем с Третьего Плана, выше которого всё непостижимо. Атма фокусируется в Буддхи, но воплощается только в Манасе, и это Дух, Душа и Тело Вселенной.
Сновидения
Во сне у нас могут быть и плохие, и хорошие переживания, поэтому нам следует учиться сразу же просыпаться, как только мы собираемся сделать что-то дурное.
Во время чувствительных чувственных снов низший манас спит, и тогда животное сознание направляется камой к астральному свету, а тенденция таких чувственных сновидений всегда характеризуется животностью.
Если бы мы могли помнить свои сны во время глубокого сна, то могли бы помнить и все свои прошлые воплощения.
Ниданы
Фундаментальную доктрину буддизма составляют двенадцать экзо- и эзотерических нидан.
586] В буддизме есть также двенадцать экзотерических сутт, называемых ниданами, и в каждой даётся по одной нидане.
Ниданы имеют двойное значение. Это:
(1) Двенадцать причин чувственного существования через двенадцать звеньев, соединяющих субъективную Природу с объективной, или проходящих между обеими Природами.
(2) Сцепление причин и следствий.
Каждая причина порождает следствие, и это следствие само становится причиной. Каждая из них имеет в качестве упадхи (основания) одно из подразделений одной из нидан, а также своё следствие.
Как основания, так и следствия относятся к той или иной нидане, каждая из которых имеет от трёх до семнадцати, восемнадцати и двадцати одного подразделения.
Названия этих двенадцати Нидан следующие:
1) Джарамарана; 7) Спарша;
2) Джати; 8) Чадаятана;
3) Бхава; 9) Намарупа;
4) Упадана; 10) Виджняна;
5) Тришна; 11) Самскара;
6) Ведана; 12) Авидья.
1). ДЖАРАМАРАНА, буквально смерть от старости. Обратите внимание, что первой в ряду нидан названа смерть, а не жизнь. Это первая основа в буддийской философии: каждый атом, только родившись, сразу начинает умирать и умирает каждое мгновение.
На ней основаны пять сканд, которые суть её следствия, или продукты. Но и сама она основана, в свою очередь, на пяти скандах. Это взаимообратимые понятия, которые происходят одно из другого.
2). ДЖАТИ, букв. – рождение.
То есть это рождение посредством одного из чатурйони, четырёх чрев. Это:
a) матка, как у млекопитающих;
b) яйца;
c) эфирные или жидкие зародыши – рыбью икру, пыльцу, насекомых, и т.д.;
d) Анупадака – Нирманакая, Боги, и т.д.
Это различные виды рождения. Необходимо родиться в одном из шести видов объективного существования или в седьмом, который субъективен. Эти четыре среди шести видов Четыре названных вида относятся к шести видам существования:
587] {КАРМИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ}
Экзотерически это:
I) Дэвы; II ) люди; III) Асуры; IV) люди в аду; V) преты, голодные демоны на земле; VI) животные.
Эзотерически:
I) Высшие Боги; II) Дэвы или Питри (всех классов); III) Нирманакая; IV) Бодхисаттвы; V) люди в Миалбе; VI) кама-рупические экзистенции существования как людей, так и животных, в кама-локе или астральном свете; VII) элементалы (субъективные Экзистенции существования).
3). БХАВА = кармическая экзистенция кармическое существование, но не жизненное, а как нравственный фактор, который определяет, где вы родитесь, т.е. в какой из Трилок – Бхур, Бхувар или Свар (лок в действительности семь).
Причиной, или ниданой, Бхавы является Упадана, т.е. стремление к существованию, то, что заставляет нас желать жизни в любой форме.
А следствием её является Джати в той или иной из Трилок лок Трилоки и при каких бы то ни было условиях.
Ниданы суть детализированное выражение закона Кармы в двенадцати аспектах, или можно сказать, что это закон Кармы в двенадцати ниданических аспектах.
Сканды
Сканды это зародыши жизни на всех семи планах бытия, составляющие всю полноту субъективного и объективного человека. Каждая производимая нами вибрация представляет собой сканду. Сканды крепко соединены с картинами в астральном свете, который является посредником носителем впечатлений. Сканды, или вибрации, связанные с субъективным или объективным человеком, притягивают воплощающееся Эго как зародыши, которые оно оставило перед уходом в Дэвачан и которые придётся подобрать и изжить новой личности. Экзотерически сканды ассоциируются с физическими атомами и вибрациями, или объективным человеком, а эзотерически с внутренним, субъективным человеком.
Ментальная перемена или краткое прозрение духовной истины может способствовать внезапному обращению человека к истине даже на смертном одре, в результате чего он создаст хорошие сканды на следующую жизнь. Последние действия или мысли человека имеют огромное влияние на его будущую жизнь, хотя ему и придётся страдать за собственные грехи, и это лежит в основе идеи предсмертного раскаяния предсмертной исповеди. Это, однако, не отменяет кармических последствий прошлой жизни, ибо в следующем рождении человек должен подобрать сканды, или вибрационные отпечатки, оставленные им в астральном свете, ибо ничто в оккультизме не получается из ничего, и между жизнями должно быть соединительное звено. Новые сканды рождаются от своих старых родителей.
588] Говорить о танхах во множественном числе неправильно, ибо есть лишь одна танха – желание жить. Она развивается во множество, или, можно сказать, в сочетание, идей. Сканды бывают кармические и не кармические. Бессознательно пользуясь крияшакти, С помощью бессознательной крияшакти сканды могут создавать элементалов. Каждый порождаемый человеком элементал рано или поздно должен к нему вернуться, поскольку представляет собой его собственную вибрацию. Таким образом, они становятся его Франкенштейном. Элементалы суть просто следствия, порождающие следствия; развоплощённые мысли, хорошие и плохие. Они кристаллизуются в астральном свете и остаются там до следующей земной жизни того, кто породил их, когда в силу родства они притягиваются к нему и вновь оживляются. С помощью противоположных следствий их можно парализовать. Элементалы подхватываются, как заразные болезни, и потому опасны как для самого себя породившего их, так и для других. Вот почему влияние на других опасно. Элементалов, которые живут после вашей смерти, вы прививаете другим, остальные же остаются латентными до вашего следующего воплощения, когда они оживают в вас. «Поэтому» – сказала Е. П. Б. «если я плохо учила вас или побуждала вас на какие-то неправильные действия, то после моей смерти вы будете продолжать грешить из-за меня, но карму за это придётся нести мне. Кальвину, например, придётся страдать за все свои неправильные учения, хотя давал он их с добрыми намерениями. Самое худшее, что может сделать * * * *, это задержать продвижение истины. Даже Будда допустил ошибки, дав своё учение людям, которые ещё не созрели для него, и тем создал ниданы».
Тонкие тела
Когда один человек посещает другого в своём астральном теле, то это линга-шарира, но такие перемещения невозможны на далёкие расстояния. Когда кто-то очень сосредоточенно думает на расстоянии о другом человеке, то иногда является ему.
В данном случае это маяви рупа, которая создаётся бессознательной крияшакти, и сам человек не знает о своём явлении. Если бы он знал об этом и сознательно посылал свою маяви рупу, то был бы Адептом. Два человека не могут одновременно знать о присутствии друг друга, если хотя бы один из них не является Адептом. Маяви рупой пользуются дугпа и колдуны, причём первые воздействуют на чужую линга-шариру.
Линга-шарира в селезёнке представляет собой совершенное отображение человека и хороша или плоха в зависимости от его натуры. Астральное тело это субъективный образ человека, который должен родиться, первый зародыш в 589] {ОГОНЬ ЕСТЬ КРИЯШАКТИ} матке, модель физического тела, по которой формируется и развивается ребёнок. Линга-шариру можно повредить острым инструментом, и встреча с саблей или штыком для неё нежелательна, хотя она легко пройдёт сквозь стол и другие предметы мебели.
Ничто однако не повредит маяви рупу, или тело мысли, так как оно чисто субъективное. Когда по теням наносится удар мечом, то режет сам меч, а не его линга-шарира или астрал. В астрал могут проникать только острые инструменты, например удар под водой не причинит нам вреда, а порез причинит.
Не надо пытаться выделять астральное тело, но следует упражнять силу крияшакти в посылках маяви рупы.
Огонь
Огонь это не стихия, но божественная сущность. Физическое пламя представляет собой объективный носитель высшего Духа, и элементалы огня тоже высшие. У всего на этом свете есть своя аура и свой Дух. Пламя, которое вы зажигаете на свече, не имеет никакого отношения к самой свече. Аура объекта приходит во взаимодействие с самой низшей частью другого другого объекта. Гранит не горит, потому что его аура состоит из огня. Элементалы огня не обладают сознанием на этом плане, так как слишком высоки, отражая божественность своего источника. Другие элементалы обладают сознанием на этом плане, поскольку отражают человека и его природу. Между минеральным и растительным царствами огромная разница. Например, фитиль в лампе отрицателен, и положительным его делает огонь посредством масла. ЭФИР представляет собой огонь, а низшим уровнем ЭФИРА является видимое пламя. Огонь это Бог в своём субъективном присутствии во всей вселенной. При других условиях этот Вселенский Огонь проявляется как вода, воздух и земля. Это единый Элемент в нашей видимой Вселенной, который представляет собой крияшакти всех форм жизни. Это то, что даёт свет, тепло, смерть, жизнь, и т.д. Он является даже кровью. Во всех своих различных проявлениях он имеет единую сущность.
Огонь это «семь Космократоров».
Свидетельства почитания огня можно найти в Ветхом Завете: огненный столб, Горящий Куст неопалимая купина, сияющее лицо Моисея – всё это огонь. По природе своей Огонь подобен зеркалу и отражает лучи первой очереди субъективных проявлений, которые предположительно отбрасываются на экран первых очертаний создаваемой вселенной и которые в своём более низком аспекте суть творения Огня.
590] Грубейший аспект сущности огня является первой формой и отражает низшие формы первых субъективных существ, которые появляются во вселенной. Первыми божественными хаотическими мыслями являются огненные элементалы. На Земле они принимают форму и носятся в пламени в виде саламандр, или низших элементалов огня. Воздух наполнен миллионами живых и сознательных существ, помимо наших мыслей, которые они подхватывают. Элементалы огня связаны со зрением и поглощают элементалов остальных чувств. Поэтому через зрение можно иметь сознание осязания, слуха, вкуса, и т.д., так как все они заключены в зрении.
Намёки о будущем
Со временем в воздухе будет всё больше и больше эфира, и когда он заполнит воздух, тогда будут рождаться дети без отцов. В Вирджинии Виргинии есть яблоня с особыми свойствами, которая не цветёт, но приносит плоды от ягод без зёрен. Постепенно это будет распространяться на животных, а затем и на людей. Женщины будут рожать детей без оплодотворения, а в Седьмом Круге появятся люди, способные воспроизводить себя. В Седьмой Расе Четвёртого Круга люди будут ежегодно менять кожу, а также ногти на пальцах рук и ног. Люди станут более психическими, а затем и духовными. Последними в Седьмом Круге будут рождаться безгрешные Будды. Четвёртый Круг самый длинный в Кали-юге, затем Пятый, затем Шестой Пятый будет короче, Шестой ещё короче, а Седьмой будет очень самым коротким.
Эго
При объяснении соотношений между Высшим Эго и низшим, Дэвачаном и «смертью Души» была нарисована следующая схема:
Низший манас
Буддхи
?? Высший Манас

Можно утверждать, что при разделении Принципов после смерти Высшее Эго идёт в Дэвачан благодаря приобретённому низшим Эго эго опыту. На собственном плане Высшее Эго является Кумарой.
Низший кватернар распадается, тело разлагается, а линга-шарира рассеивается.
При следующем воплощении Высшее Эго выпускает Луч – низшее Эго эго. 591] {ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭГО} Его энергии направлены вверх и вниз. Тенденции, направленные вверх становятся его переживаниями в Дэвачане, а направленные вниз имеют камическую природу. Высший Манас соотносится с Буддхи так же, как низший манас с Высшим.
Вопрос об ответственности можно пояснить на примере. Если вы примете форму Джека Потрошителя, то вам придётся страдать за его злодеяния, так как закон накажет убийцу и возложит на него ответственность, а вы будете принесены в жертву. Точно так же Высшее Эго – это Христос, приносимый в жертву ради низшего манаса. Высшее Эго берёт на себя ответственность за каждое тело, которое оно одушевляет.
Вы занимаете деньги, чтобы одолжить их другому, а тот скрывается с ними, но ответственность несёте вы. Миссия Высшего Эго – выпустить Луч, который должен стать душой ребёнка.
Так, воплощаясь в тысячах тел, Эго принимает на себя грехи и ответственность каждого из них. В каждом воплощении выпускается новый Луч, но по сути своей это тот же самый луч, тот же в вас, во мне и в каждом человеке. Шлаки воплощения разлагаются, а всё хорошее идёт в Дэвачан.
Пламя вечно. От Пламени Высшего Эго зажигается низшее, а от него ещё более низкий проводник, и т.д.
Тем не менее, низший манас становится таким, каким делает себя сам. В сходных условиях он может действовать по-разному, так как ему даны рассудок и самосознательным знанием хорошего и плохого, добра и зла самосознание, позволяющее ему отличать хорошее от плохого, добро от зла. В сущности он наделён всеми атрибутами Божественной Души, и в этом смысле Луч является Высшим Манасом, частица ответственности ответственной частицей на земле.
Часть сущности остаётся этой сущностью, но, находясь, так сказать, вне себя, она может загрязниться и оскверниться. Луч может проявляться на этой земле, так как может выпускать свою маяви рупу. Но Высшее не может сделать этого, поэтому ему приходится выпускать Луч. Мы можем смотреть на Высшее Эго, как на Солнце, а на личные манасы, как на его Лучи. Убрав окружающие воздух и свет, можно сказать, что Луч вернулся к Солнцу: так и низший манас с низшим кватернаром.
Высшее Эго способно проявляться только через свои атрибуты.
В случаях внезапной смерти низший манас не исчезает, как и кама-рупа после смерти. Отделившись, Луч, можно сказать, обрывается или отваливается. Умерший такой смертью не может ни вступить в Дэвачан, ни оставаться в кама-локе, но обречён на немедленное воплощение. Такое существо представляет собой тогда животную душу, дополняемую интеллектом оборванного Луча. Проявление этого интеллекта в 592] следующем рождении будет полностью зависеть от физического строения мозга и от образования.
Такая душа может вновь соединиться со своим Высшим Эго в следующем рождении, если её окружение даст ей шанс на устремление (так называемая «милость» у христиан), или может жить ещё два-три воплощения, в течение которых Луч будет становиться всё слабее и слабее, постепенно рассеиваясь, пока не родится идиотом, а затем окончательно не растворится в низших формах.
С низшим манасом связаны большие и серьёзные тайны.
Некоторые интеллектуальные гиганты находятся отчасти в таком же состоянии, что и не столь великие люди, ибо у них парализовано Высшее Эго, то есть атрофирована духовная природа.
Манас может наделять своей сущностью несколько носителей, например маяви рупу, и т.д., и даже элементалов, которым он может дать душу, как учили розенкрейцеры.
Маяви рупа иногда может стать настолько живой, что переходит на другой план и сочетается с обитающими на нём существами, наделяя их тем самым душой.
Люди, питающие большую любовь к своим домашним животным, тоже до некоторой степени наделяют их душой, и такие животные души очень быстро развиваются. Взамен эти люди получают животную жизненность и магнетизм. Однако, такое акцентирование животной эволюции идёт в разрез с Природой, и в целом это плохо.
Монадическая эволюция
Кумары не управляют эволюцией лунных Питри. Чтобы понять последнюю, можно провести аналогию с кровью.
Кровь можно сравнить со вселенским Принципом Жизни, а шарики кровяные тельца с Монадами. Различного рода шарики Различные виды кровяных телец это то же самое, что различные классы Монад и различные царства, но различные из-за разницы не в их сущности, а в их окружении. Чхайя это постоянное семя, и Вейсман со своей теорией наследственного зародыша весьма близок к истине.
Е.П.Б. спросили, соответствует ли каждому постоянному Чхайа-семени одно Эго, одушевляющее его в цепи воплощений, и она ответила: «Нет, это Земля и Небо целуют друг друга».
Животные души принимают временные формы и оболочки, в которых приобретают опыт и готовят материал для более высокой эволюции.
593] {ФУНКЦИИ АСТРАЛЬНОГО ТЕЛА} До семи лет тело формируется и ваяется астральным атавистическим зародышем, а после семи лет оно само формирует астрал.
Астрал и ум взаимно реагируют друг на друга.
Когда в упанишадах говорится, что Боги кормятся от людей, то имеется в виду, что Высшее Это приобретает свой земной опыт через низшее.
Астральное тело
Астрал может отделяться бессознательно для личности и бродить самостоятельно.
Чхайя это то же самое, что астральное тело.
Его зародыш, или жизненная сущность, находится в селезёнке.
«Чхайя свёрнута в селезёнке». Именно отсюда и формируется астрал, выделяясь призрачными завитками или спиралеобразной сущностью, подобно дыму, и по мере разрастания постепенно принимая форму, но он не проецируется из физического, атом за атомом. Эта последняя межмолекулярная форма и называется кама-рупой. При умирании каждая клетка и молекула выдают свою сущность, и из них формируется астрал кама-рупы, но при жизни они никак не могут выйти.
Чтобы стать видимой, чхайя привлекает к себе атомы из окружающей атмосферы. Линга-шарира не может сформироваться в вакууме. Астральное тело объясняет арабские и восточные сказки о джинах, духах из бутылок и т.д.
В спиритических феноменах сходство с покойниками большей частью создаётся воображением. Одеяние таких фантомов не настоящее, но формируется из живых атомов медиума и не имеет никакого отношения к его одежде. «За все одеяния материализаций приходится платить».
Астрал поддерживает жизнь и является резервуаром или губкой жизни, вбирающей её из всех царств Природы; это переходная форма между царствами пранической и физической жизни.
Жизнь не может непосредственно переходить из субъективного состояния в объективное, так как Природа постепенно проходит каждую сферу. Поэтому линга-шарира служит переходным звеном между праной и нашим физическим телом и закачивает в него жизнь.
Поэтому селезёнка представляет собой очень тонкий орган, но физическая селезёнка – лишь оболочка настоящей селезёнки.
В действительности Жизнь это Бог, Парабрахман. Но для проявления на физическом плане она должна быть ассимилирована прийти в соответствие с ним, а поскольку чисто физическое тело слишком грубо, то нужна переходная форма – астрал.
594] Астральная материя неоднородна, и астральный свет есть ни что иное, как тень реального Божественного Света; однако, он она имеет немолекулярную структуру.
Те (кама-рупические) существа, что обитают ниже плана Дэвачана, находятся в кама-локе и обладают интеллектом не выше обезьяньего. В четырёх низших царствах нет существ, чей интеллект позволял бы им общаться с людьми, но элементалы обладают инстинктами, как животные. Это, однако, возможно для сильфов (элементалов воздуха, самых злобных тварей в мире), но они требуют умилостивления.
Призраки (кама-рупические существа) могут дать только ту информацию, которую видят прямо перед собой. Они видят то, что происходит в человеческой ауре, хотя сами люди могут и не знать о том, что носят в своей ауре.
Привязанные к земле духи становятся кама-локическими существами, которые были настолько материалистичны, что долго не могут раствориться. Сознание в них лишь теплится, и они не знают, почему они томятся там. Некоторые из них спят, некоторые сохраняют тусклое сознание и терпят муки.
Те, у кого период Дэвачана очень краток, оставляют бoльшую часть сознания в кама-локе, где оно может просуществовать гораздо дольше нормального периода в сто пятьдесят лет и дожить до следующего воплощения Духа. Тогда оно становится Обитателем стражем порога и борется с новым астралом.
Кульминацию камы составляет половой инстинкт – у идиотов, например, есть влечение к сексу, к пище и т.п., но нет ничего больше.
Дэвачан представляет собой состояние на плане духовного сознания, а кама-лока это сфера физического сознания, тень животного мира и мира инстинктивных чувств. Когда сознание размышляет о духовном, оно переносится на духовный план. Если мысли о природе, цветах и т.п., сознание находится на материальном плане. Но если мысли касаются еды, питья, страстей и т.п., то сознание находится на плане кама-локи, который есть ни что иное, как план животных инстинктов.

SATYAT NASTI PARO DHARMAH
«НЕТ РЕЛИГИИ ВЫШЕ ИСТИНЫ»
Конец Тома III
__________
The Secret Doctrine by E. P. Blavatsky, First printing, London, 1897
Перевод с английского






Елене Петровна Блаватская



Тайная Доктрина





Том I

1
2 a
2 b
3
4
5
6
7
8

Том II

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Том III

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11




На фото слева махатма К.Х. (Кутхуми Лал Сингх)
По середине над Еленой Блаватской Махатма М:. (Эль Мория)
С права Вознесённый Владыка Сен - Жермен (появляется в мгновение перед вспышкой)





Самодержские правила.


скачать














!










Вершинный Университет(анг)






.