«Августово явление»

Матвей Славко, Фонд "Русское единство" Можно, пожалуй, подумать, что заголовок имеет отношение к последнему летнему месяцу. Нет, речь - о старом польском городке Августове. А если еще точней, о чудотворной иконе, которая была написана по благословению ныне прославленного в лике святых митрополита Московского Макария (Невского) в 1916 г. А само событие явления Божией Матери произошло 14 сентября 1914 г. (по н. ст.). 25 сентября 1914 г. газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально. «После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось...» После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой». ...Наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 г., начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью 2-й армии генерала Самсонова и отступлением 1-й армии генерала Ренненкампфа. Как писал впоследствии генерал Ю.Н. Данилов, русские армии «были отброшены обратно в наши пределы, понеся очень крупные потери в людях и материальной части и получив, вместе с тем, серьезный моральный урон». Последнее весьма существенно, ибо первые неудачи в любой войне всегда негативно воздействуют на психику военачальников и войсковых частей, вселяя в некоторых убежденность в превосходстве противника и чувство неуверенности в собственных силах. В начале сентября 1914 г. наши войска продолжали с боями отступать на Северо-Западном фронте. 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города в Сувалкской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление. Вероятно, в это время и произошло событие, которое вскоре стало известно во всей действующей армии и в тылу, - чудесное явление в небе Божией Матери русским воинам. О великом духовном событии, которого удостоился Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полк, двигавшийся к русско-германской границе, было доложено императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и поясняющим текстом. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит: «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах». С сентября 1914 г. по ноябрь 1916 г. Святейший синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 г. после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с Северо-Западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам...» Иконы с Августовским явлением Богородицы в короткий срок получили широчайшее распространение в Русской Православной Церкви. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было впоследствии уничтожено богоборцами), а также листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 г. В газете «Победа, победившая мiр» в 2003 г. была перепечатана статья из журнала «Вестник военного и морского духовенства» за ноябрь 1914 г. с описанием очень схожего чуда, произошедшего 1 сентября 1914 г. под городом Мариамполь той же Сувалкской губернии. Сообщение это надежно документировано - прислано полковым священником лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка о. И. Стратоновичем. Свидетелями чудесного явления стали поручик Зернец и солдаты из обоза гвардейской кирасирской бригады. Поскольку расстояние между городами Августов и Мариамполь составляет всего около 90 км, а сроки явления и подробности его описания во многом совпадают - Матерь Божия с Богомладенцем явилась из яркой звезды и около получаса указывала рукой на запад, - можно предположить, что либо это было одно явление, информация о котором могла быть несколько искажена при передаче, либо же явление Богородицы было в двух местах в течение одного месяца. В России та война (Первая мировая) была названа Великой Отечественной или Второй Отечественной. Россия восстала на защиту Сербского Православия, мысля своих духовных и единокровных славянских собратий как единое Отечество. Война, по свидетельствам очевидцев, всколыхнула весь уклад русской жизни, и вновь проснулась в душах многих русских людей угасшая было вера, пробудилось религиозное чувство. Перемена духовной атмосферы в России в то время емко определяется формулой: «Грянул гром - и широким крестом перекрестилась Русь». Храмы наполнялись народом, люди обратились к чудотворным иконам, стали возносить свои молитвы ко Господу, Богородице, святым угодникам Божьим. С началом войны стали осенять себя крестным знамением и те, кто, может быть, еще за неделю до того посмеивался над Крестными Ходами, Богослужениями, Святыми Таинствами Церкви. Народ сознавал, что война - Божий суд и в бой надо идти с чистой совестью, и шел на фронт, как «на исповедь», по свидетельству одного епископа, которому приходилось тогда многих напутствовать на поле брани. Спустя четверть века после Августовского сражения не переставал удивляться происшедшим военным событиям и другой участник боев в Августовских лесах - полковник А.А. Егоров, командовавший тогда в чине поручика командой конных разведчиков 30-го Сибирского стрелкового полка: «...17 сентября 1914 г. по старому стилю, в день Веры, Надежды и Любви, мне... пришлось стать причиной жестокого, возможно за всю войну единственного, расстрела немецкой колонны нашей артиллерией, перешедшего затем в трехдневный бой полка с превосходящими силами противника... Я часто думаю о том, что отнесись наша кавалерийская разведка халатнее к своему делу, а немецкая прояви большую заботливость и инициативу, и на месте разбитых оказались бы не немцы, а мы. Наш полк, не допустивший занятия Августова, почти лишенного защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта». Как стало недавно известно из книги А.И. Фарберова «Заступничество Богородицы» об Августовской иконе Богородицы, явление было не только гвардейским кирасирам, но и донским казакам (арчединским и клецким), о чём в тех местах сохранилось благочестивое предание. На одной из сохранившихся поныне икон (видимо, написанной одной из первых) в нижней части есть текст: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов... (далее идет перечисление 52 имен)» Приведена дата написания иконы - 1915 г. 12-го ноября; икона размером 107 на 70 см, выполнена маслом. В годы государственного богоборчества икона кем-то из верующих была спрятана, а в начале 1980-х возвращена РПЦ и предстала перед молящимися в храме г. Фролово, райцентра Волгоградской области. Ныне икона находится в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считается его главной святыней. Несмотря на все преследования, почитание икон, на которых было изображено явление Богородицы русским воинам над Августовским лесом, сохранилось в народе. Одна из них - «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» - находится в нижнем Преображенском приделе Храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона - «Явление Божией Матери русскому воинству» хранится в Государственном историческом музее России. С 13 мая по сентябрь 2004 г. она экспонировалась в Берлине в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914-1918. Опыт воспоминания - память». В календаре «Беларусь Православная» за 2002 год сообщается, что Августовские иконы «весьма распространены на юго-востоке страны... В селе Волотово церковь давно разрушена. Местные жители установили такой обычай: церковью становится хата, куда переносится «Свеча Августовская», где собираются для общих молитв. Затем через полгода-год икона переходит в другой дом. Живая домашняя церковь и ныне крепит веру благочестивых». Громадный Августовский образ Богородицы, горячо чтимый местными богомольцами, находится в храме Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Нижнем Тагиле. Есть в храмах Урала и Сибири другие Августовские иконы. Известная православная благотворительница Ольга Николаевна Куликовская-Романова - вдова внука императора Александра III, которой в юности в феврале 1940 г. (в Сербии) в тонком сне было схожее многими деталями явление Божией Матери, рассказывает ещё об одном Августовском образе: «Осенью 1993 г. иеромонах Сергий (Баженов) благословил меня небольшой Августовской иконой, написанной масляными красками на холсте. На её обороте надпись, несколько повторяющая содержание известной листовки времен Первой мировой войны с таким дополнением: «Сие изображение написано по благословению Митрополита Макария Московского и Коломенскаго при Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе Императоре Николае Александровиче всея России. В память Великой войны с Германией, Австрией и Турцией 1914-1916. Икону писала Ирина Лубнина». Сейчас эта икона хранится у меня дома в Торонто, но по знаменательным духовным датам я приношу её в наш приходской храм Пресвятой Троицы». Как стало недавно известно из книги А.И. Фарберова «Заступничество Богородицы» об Августовской иконе Богородицы, явление было не только гвардейским кирасирам, но и донским казакам (арчединским и клецким), о чём в тех местах сохранилось благочестивое предание. На одной из сохранившихся поныне икон (видимо, написанной одной из первых) в нижней части есть текст: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов... (далее идет перечисление 52 имен)» Приведена дата написания иконы - 1915 г. 12-го ноября; икона размером 107 на 70 см, выполнена маслом. В годы государственного богоборчества икона кем-то из верующих была спрятана, а в начале 1980-х возвращена РПЦ и предстала перед молящимися в храме г. Фролово, райцентра Волгоградской области. Ныне икона находится в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считается его главной святыней. Несмотря на все преследования, почитание икон, на которых было изображено явление Богородицы русским воинам над Августовским лесом, сохранилось в народе. Одна из них - «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» - находится в нижнем Преображенском приделе Храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона - «Явление Божией Матери русскому воинству» хранится в Государственном историческом музее России. С 13 мая по сентябрь 2004 г. она экспонировалась в Берлине в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914-1918. Опыт воспоминания - память». В календаре «Беларусь Православная» за 2002 год сообщается, что Августовские иконы «весьма распространены на юго-востоке страны... В селе Волотово церковь давно разрушена. Местные жители установили такой обычай: церковью становится хата, куда переносится «Свеча Августовская», где собираются для общих молитв. Затем через полгода-год икона переходит в другой дом. Живая домашняя церковь и ныне крепит веру благочестивых». Громадный Августовский образ Богородицы, горячо чтимый местными богомольцами, находится в храме Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Нижнем Тагиле. Есть в храмах Урала и Сибири другие Августовские иконы. Известная православная благотворительница Ольга Николаевна Куликовская-Романова - вдова внука императора Александра III, которой в юности в феврале 1940 г. (в Сербии) в тонком сне было схожее многими деталями явление Божией Матери, рассказывает ещё об одном Августовском образе: «Осенью 1993 г. иеромонах Сергий (Баженов) благословил меня небольшой Августовской иконой, написанной масляными красками на холсте. На её обороте надпись, несколько повторяющая содержание известной листовки времен Первой мировой войны с таким дополнением: «Сие изображение написано по благословению Митрополита Макария Московского и Коломенскаго при Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе Императоре Николае Александровиче всея России. В память Великой войны с Германией, Австрией и Турцией 1914-1916. Икону писала Ирина Лубнина». Сейчас эта икона хранится у меня дома в Торонто, но по знаменательным духовным датам я приношу её в наш приходской храм Пресвятой Троицы». Приведенные выше далеко не полные сведения о некоторых эпизодах военных действий в районе Августовского леса и обстоятельствах видения Божьей Матери в небе над ним наводят на мысль о существовании определенных исторических параллелей духовного плана. А именно - явления в небе Божией Матери происходили и в Первую, и во Вторую мировые войны в ходе боев между русскими и немецкими войсками. Во время обеих этих войн люди православные в тылу и на фронте, а также за пределами нашего Отечества молились о спасении России. После этих явлений русские войска одерживали в крупных сражениях решительные победы. В 1942 г. немцы пришли в междуречье Волги и Дона, туда, где сокровенно пребывала казачья «Августовская». Именно там разгорелась Сталинградская битва. И вновь, как и в 1914 г., русским воинам, сражавшимся за каждую пядь земли в превращенном немецкой авиацией в руины Сталинграде, в небе явилась Богородица, свидетельствуя о грядущей победе над незваными пришельцами. У всякого, кто читал о Чудесах Божией Матери в небе над Сталинградом поздней осенью 1942 г., на Курской дуге летом 1943-го и в Кенигсберге в апреле 1945 г., не может не возникать аналогии с явлением Богородицы над городом Августов в 1914-м. Из мозаики достоверных свидетельств истории в период двух жесточайших войн должна быть восстановлена для ныне живущих и потомков правдивая картина сокровенной сущности произошедших событий, их взаимосвязи с судьбами Отечества и предвечным замыслом о нем. Есть основания надеяться, что, став на этот путь, можно будет обрести многие находящиеся до сих пор под спудом свидетельства Божьей помощи нашему народу в ходе двух мировых войн. Ведь далеко не случайно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил в свое время внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери - «Яко избавльшая от гибели в лесу Августовском Христолюбивое воинство русское». Это празднование было приурочено к 1/14 сентября. http://rusedin.ru/2010/09/26/%c2%abavgustovo-yavlenie%c2%bb/ Чудесные свидетельства об Августовской иконе Божией Матери Сон-знамение Образ Августовской иконы Божией Матери особо чтит Ольга Николаевна Куликовская-Романова, вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова, внука государя Александра Третьего и племянника святого Царя–мученика Николая Второго, которой еще в 1940 г., в возрасте тринадцати лет, когда она находилась в Донском Мариинском институте, располагавшемся на территории Югославии, во сне было видение Божией Матери с Богомладенцем, причем именно такой, как Ее изображают на Августовской иконе. Ольга Николаевна всячески поддерживала инициативу внесения даты празднования этой иконописной святыни в официальный месяцеслов для всенародного почитания. Из книги О.Н.Куликовской-Романовой «Живая душа», фрагмент беседы Ольги Николаевны с приснопамятным митрополитом Иоанном (Снычевым): Ольга Николаевна: Было уже около пяти вечера, а мы еще никак не могли добраться до Алапаевска. В это время мы подъехали к развилке, и, как оказалось, никто не знает, куда надо сворачивать на Алапаевск - налево или направо. Владыка: И чье же мнение победило? Ольга Николаевна: Победило мнение… свыше. Потому что решили отслужить краткий молебен. Пока наши священники служили молебен, я думала, как же этот вопрос решить? Не бросать же жребий - бумажки в шапку?! Это как-то неподобающе... Я незаметно достала из сумки свою икону - Курскую-Коренную, чудотворную - и спрятала ее под пальто на сердце. Помолилась: «Научи, Богородица!» И в этот момент вспомнился сон, который мне снился в 40-м году, когда я еще была в пансионе Донского института благородных девиц. Сон такой. Я с отцом стояла на зеленом холме. В это время на небе появилось светлое пятно, потом преобразилось в сияющий Крест, а затем на фоне Креста появилась Богородица. И рука Ее, жест Ее руки указывал направо. В моей далекой памяти, в подсознании было, что Она указывает на Восток. Во всяком случае, это в моей детской памяти отложилось именно так. Я испугалась и говорю: «Папочка, что это такое?» Он отвечает: «Ничего, ничего. Помолись». И вот мы бухнулись на колени вдвоем, и я истово начала даже не петь, а кричать: «Отче наш...» Давно искала объяснение этому загадочному сну. Даже в прошлом году ездила в Оптину пустынь к старцам. Надеялась, может, кто-нибудь мне подскажет смысл и разъяснит сновидение? Так ответа, в общем, и не нашла. И теперь, когда кончился молебен, я резко сказала: «Едем направо!» Потому что Богородица мне указывала именно направо ехать… Владыка: И там была дорога направо? Ольга Николаевна: Да. Сказала: «Едем направо», сама не зная, куда мы попадем. Как оказалось, дорога шла на Алапаевск. Сзади меня сидели иеромонах Сергий и еще один священник. Сразу после того как я выразила желание ехать направо, посчитала нужным вкратце им объяснить, почему же я решила ехать именно так, и коротко рассказала, какой у меня в детстве был сон и что послужило поводом для принятия решения. На следующий день у нас состоялась встреча с владыкой Мелхиседеком в Екатеринбурге. И когда мы вошли в столовую к владыке Мелхиседеку, то я поначалу обратила внимание на стол, кто куда сядет. Слева от меня стоял иеромонах Сергий. В это время владыка стал почему-то не читать, а петь «Отче наш». И я стала искать взглядом икону, чтобы молиться. И - о Боже! - вижу в простенке между двумя окнами большую икону (тогда она мне показалась громадной), в очень темных красках, так сказать, рембрандтовских тонах: Пресвятая Богородица на фоне Креста, в сиянии, в облаках, и на переднем плане воины на коленях... Меня это настолько потрясло, потому что я увидела образ Богородицы, совершенно похожий на тот, что мне снился когда-то в детстве... Я от волнения подумала: «Боже мой! А рука-то показывает направо или нет?» Потому что во сне я видела движение руки, указывающей направо. Сослепу присматриваюсь, смотрю и от волнения не вижу. И чем больше волнуюсь, тем хуже вижу, но наконец рассмотрела - рука действительно показывает направо. Вы знаете, Ваше Высокопреосвященство, у меня такое нервное потрясение случилось... Главное, еще «Отче наш» как раз поется... Именно так, как было в моем детском сне... Я закрыла руками лицо, расплакалась и от волнения, смущения вылетела в соседнюю комнату, где совсем разревелась... Отец Сергий подошел успокоить меня. Я собралась с силами, вернулась в столовую, извинилась перед владыкой за свое поведение. Отец Сергий вкратце объяснил ему, в чем причина, отчего со мной случилось такое. «Августовская Победа» спасает воинов в Чечне Я по роду своей деятельности много езжу в командировки. Часто бываю на севере, в г. Урай Тюменской области. Это богатый нефтяной край, и потому у города хватило средств на то, чтобы построить красивый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И сразу верующие стали приносить сюда свои святыни. Однажды к настоятелю храма, священнику Иоанну, пришел незнакомый мужчина с мешком за плечами. Когда он открыл этот мешок, то оказалось, что в нем лежит несколько старинных икон. Батюшка сначала опасался взять из чужих рук святыни, вдруг они окажутся ворованными? Но в милиции его успокоили и предложили заплатить за иконы предлагаемую сумму, на всякий случай записав паспортные данные посетителя. Так он и сделал. Так в новом храме появилось сразу несколько намоленных старинных икон, и среди них - редкая икона Божией Матери «Августовская Победа». Всем сразу стало ясно, что это икона необычная. Возле нее всегда много молящихся. Я заметил, что перед этим образом в основном молятся женщины, проводившие своих сыновей в армию. И вот почему. Бывшая староста этого храма, Лидия Александровна, рассказала мне удивительную историю. Сын одной прихожанки служил в армии на Северном Кавказе, и его мать очень усердно молилась о нем перед иконой Божией Матери «Августовская Победа». Наконец вернулся из армии ее сын. Пришел он с войны немного травмированным психически, но без единой царапины. Первое, что он сказал матери при встрече: «Когда ты приезжала ко мне - ты помнишь? - в этот день всех моих товарищей убили». Мать с изумлением выслушала его и ответила, что к нему в часть никогда не приезжала. Сын испытал шок и долго не верил ей. А когда понял, что она говорит правду, воскликнул, что его по молитвам матери спасла Сама Богородица! Об этом событии узнал год назад. А произошло это великое чудо от иконы Божией Матери «Августовская Победа» всего около двух лет назад. Сейчас дивный образ начал являть себя верующим. А ведь еще недавно об иконе «Августовская Победа» почти ничего не было известно. Но сегодня, видимо, сами обстоятельства наши - тревожные, военные - заставляют нас вспомнить о том чудесном явлении Божией Матери русским воинам в Августовском лесу, которое было во время Первой Германской войны 90 лет назад. Мой дед, Иван Макарович Черешнев, прошел всю Вторую мировую войну и погиб за полгода до Победы в том же Августовском лесу, на территории Польши. Он писал своей семье с фронта, что враг в Августовском лесу отчаянно сопротивлялся, но нашим воинам все равно удавалось брать такие укрепрайоны фашистов, которые, казалось, взять было невозможно. Видно, и им помогала в брани Царица Небесная! Владимир Черешнев * * * Стали известны новые подробности случившегося в небольшом сибирском городе. Это письмо Владимир Черешнев получил вскоре после публикации статьи и передал его копию в нашу редакцию. …Приехала мать к своему сыну в Чечню, зашла на командный пункт. Там было много ребят и с ними командир. Мать сыну сказала: «Сынок, я привезла тебе горячих пирожков». Вмешался в разговор командир: «Здесь, на пункте, шумно, идите в лесок, там поговорите и поедите». И рукой показал, куда им идти. Они ушли. Через какое-то время подошел к ним командир и сказал: «Здесь война, матери длительное время нельзя здесь находиться, провожай ее домой, а сам иди на пункт». Срок службы кончился, и парень приехал домой. Собрались родственники, и сын матери сказал: «Мама, когда ты ко мне приезжала в Чечню, я тебя проводил, сам пошел на пункт, а там чеченцы всех наших ребят вырезали ножами, и командира». Мать ему сказала, что к нему не приезжала, а он ей: «Мы ели в лесу горячие пирожки…» Тогда родственники подтвердили, что мать к нему не ездила. И все поняли, что это была Пресвятая Богородица. Его мать молилась почти каждый день в течение двух лет Богородице пред иконой «Августовская Победа» в нашем храме. И Сама Богородица увела ее сына в лес, чтобы спасти от смерти. Командир к ним в лес приходил – это, может быть, ангел-хранитель был или какой-нибудь святой. Нина Михайловна Бирюхова, г. Урай, Тюменская обл. Из газеты «Благовест» http://kazak-center.ru/publ/1/avgustovskaja_ikona_bozhiej_materi/62-1-0-181