ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ 1 МАРТА 1861 ГОДА

Я жил в Выдубецком монастыре. Раз ночью под первое марта мне не спалось. Помолившись Богу, я лег. При мне никого не было. Братья Иоанн и Гавриил оба жили в саду. Сколько я ни старался - заснуть не мог; я то вставал и читал, то выходил во двор. Было очень холодно. Я встал, оделся, вышел на крыльцо и вижу, вдруг осияло то место, где наш сад. Разлился вверху страшный пламень. Я страшно испугался, подумал, что наши горят. Скорее вошел в келлию, оделся, обулся, одел теплый подрясник, перекрестился, взял палку и пошел на гору. На горе, в монастырской ограде, была форточка, она никогда не запиралась, я в нее прошел. Вхожу на гору с большим трудом, едва-едва могу идти от испуга и охватившего меня волнения. Ноги мои назад ползут от страха, я несколько раз падал, дух захватывало. Едва-едва добрался до ограды нашего сада от соседки Параскевы Сидорихи. Став к перегородке, я взглянул в ту сторону, где была наша келлия. Вижу, келлия цела, не сгорела, и окна ставнями закрыты - они спят. Вижу, пламень охватывает всю келлию и крышу и кружится, поднимается вверх. Сгорят они, бедные, подумал я и, отдохнув, перелез через забор и вошел в сад. Подошел ближе, вижу: пламень страшно бушует, охватывает всю келлию, крышу. Крыша трещит, страшная буря бушует, ревет, а келлия стоит невредима. Подошел к самой келлии, хотел постучать в ставень, разбудить их, но передумал. Пламя же со страшною силою, играя, охватило всю келлию и крышу, но келлия вся была цела. Стоял я, смотрел и думал: как могло загореться и что за причина пожара. Взглянул направо - вижу, стоят монахи. Смотрю на них и думаю, зачем они сюда пришли, видно, они идут из Св. Лавры в Голосеево и Китаев и думали пройти здесь ближе, а тут загорожено. Смотрю, стоит и Матерь Божия с жезлом. Я от страха упал на землю и лежал без чувств, пока рука Владычицы не коснулась головы моей. Пречистая рекла: "Дух его в нем есть". Тогда только жизнь возвратилась ко мне, и говорит Владычица: "Возстани и стани на ноги твоя и стой прямо и смотри. Вот мы пришли сюда навестить это место, Богом Сыном Моим издревле предизбраяное, и тебя видеть. Смотри, кто пришедшие со Мною. Ты все малодушествуешь и сомневаешься, как это здесь может быть?" Оле! Окаянство мое, дерзнул я стать на ноги. Все-святая Владычица стояла лицом к востоку. С правой стороны от Нее стояли: прп. Петр Афонский, а сбоку их стояли прпп. отцы: Антоний и Феодосии Печерские, а за ними свв. отцы Феодор Студит, Ефрем Сирин, Авва Варсонофий, Авва Пимен Великий, Пахомий Великий, Паисий Великий, Сысой Великий, Авва Дорофей, Досифей, Варлаам, Иоасаф Царевич Великой Индии, Онуфрий Великий, Павел Фивейский, Макарий Великий, Марко Фрачевский, Антоний Великий, Феодосий Великий и многие другие свв. отцы. А за ними стояли все преподобные Печерские и прпп. Сергий Радонежский, Антоний Римлянин, Нил Сорский, и был очень большой Собор. А по левую сторону Владычицы стояли Божественные Апостолы: Петр, Иаков, Иоанн, Павел и др. святые Апостолы и св. Иоанн Креститель, св. пророк Давид, Иесей, Иеремия и другие с ними. Св. Александр Невский, св. равноапостольный царь Константин Великий, царица Елена, св. князь Владимир, святая великомученица царица Александра, княгиня Ольга и др. свв. мужи и жены. Все стояли в великом благоговении, и свет велик был и неисповедим от Св. Владычицы Госпожи Богородицы. Св. Владычица благоизволила говорить о месте сем и о всех истинно возлюбивших Господа Бога и Ему Единому предавшихся в сожители и о сопребывании их с Ним: "Иноки многи имуть быти зде, и излиет Господь Бог Сын Мой благодать месту сему и живущим на месте сем. И Моя благодать имать быти с ними зде во веки. Неотступно буду посещать место сие в роды вечные, и на сем месте многие спасутся. Аз же буду Помощница им всегда и во всем. Против восстающих, борющихся и обижающих Я им Защитница и Помощница! Все от Меня получат покой и утешение во всем. Я и Сын Мой очень любим иноков, и радуемся, и веселимся иноческим житием". Всесвятая Владычица много-много изрекла чадолюбивых слов о всех верных Сыну Ея и говорит мне: "Место это - место отрады и утешения Благоскорбящих, и пристанище обуреваемых, и покой и радование, и в веселие вечное". Потом Св. Владычица обратилась к свв. отцам афонским Петру и Афанасию -и говорит: "Вы святии Богоноснии отцы, потрудившиеся любви ради ко Господу Богу и ко Мне, вместе со Мною в устроении св. обители. Вы построили пчельник, поставили хорошие ульи, и ввели рой пчел, и все хорошо устроили там. Выбрали из них добрых и мудрых распорядителей, именуемых матками, для разведения пчел, и от хорошего распоряжения все шло хорошо, и Я захотела видеть дела их и посещала эти пчельники. Вижу, обители и ульи стоят, а пчел и маток и самих строителей нет и нет - все вылетели. Где же эти пчелы и их начальники и наставники? Они вышли из пределов своих, ввергли себя в пространное море, устремились в волны и мятежи ветреных вихрей и бурь, погрязли там в волнах моря, и ветры разметали их. Подождавши долгое время и не оказавши их в ульях, и ульи стоят пустые, и нет работающих в них. Я видела, что их осталось очень мало, они устроили себе гнезда в расселинах камней - там и живут. И Господь Бог промышляет и печется о них. Господь, Мой Бог, Сын Мой и Я посещаем некоторых из них, они имеют Бога помощника, питателя и покровителя себе. Сии и оныя же уже имуть гнезда, ульи и обители, притупиша ум свой зрети Господа и себя Ему Единому имети, обратишася в страны далеки, устремишася на Север, Восток, Юг и Запад, писаниями и посланиями своими в нелепая и гнусная предизбраша себе, и во лжи умудришася, и сии вои суть вне предела горы и места пребывания своего, извергоша себя вон. Видите, Богоноснии, Боголюбивии труженики, свв. отцы, Петре и отче Афанасие, сами весте, яко добре устроили есть. Вся ложная мечта и лживое помышление обольсти сих: честолюбие, самолюбие, сластолюбие, кичение, самообольщение прелести оныя. Подпадоша и поработашася и студные страсти вся оныя плениша, имевши себе самообольщением, аки бы законную вину обретше и понудивши себе, ввергоша в оная тяжкая, для вести славу о себе. Гряди, виждь, зри кая стояния совершаемая нами, и кое пребывание имамы; чти разумей и удивишася, и что есть вся творимая нами зде пребывания имущих отдалены бо есьмы пространными великими морями от далечайших стран. В страхе же суть, и пребывание свое имамы, точию ведущу о нас Богу в горах высоких и в разселинах каменных, гладом и жаждою томимы есьмы, и вся терпим сия вся и иная многая, повествующих сами о себе самих. Такова мерзостная помышления занимают сердца и дух их, и от сих излетевше от мест своих, и утративши покой духа и сердца своего, и ум отступи от умнаго и духовнаго делания своего, и праздны суть всякого делания подобающаго инокам..." И много-много говорила Всесвятая Владычица сим святым отцам Петру и Афанасию Афонским. Еще я позабыл: предсказала Владычица два знамения, какие то были даны жителям горы ко исправлению их и ко обращению их духа, ума и сердца ко Господу Богу их, но одебелеша серды своими, упование свое возложиша на самих себе. И многое-многое говорила Владычица во свидетельство пред всеми святыми. Уже настало утро, солнце взошло и было высоко, но свет от солнца таков, как самые малые звездочки. Свет же Всесвятыя Владычицы неисповедим. Все святии предстояли пред Ней в великом благоговении. Она изволила еще повторить о месте сем, идеже восхоте Всеблагий Господь во имя Всесвятое Его устроить здесь великую обитель и поселить в ней иноков, восхваляющих Господа Бога своего. Многие из- них спасутся дивным спасением и будут служить во утешение людям настоящих времен. И пошла Всесвятая Владычица от этого места вниз, и все деревья преклонили свои вершины, воздавая благоговейно честь Всесвятей Владычице. И велела Владычица идти мне вслед Ея. Я, подходя к келлии, где спали Иван и Гавриил, хотел постучать им в ставень и только это подумал, Владычица и говорит: "Оставь их, не тревожь, пусть себе спокойно спят". И я уже не посмел постучать. Она отойдет немного, станет и говорит, укрепляя мое малодушие, которое мною часто овладевало, объясняя мне все дела по порядку, которые ни описать, ни пересказать невозможно. И дошедши до откоса горы, ставши, Владычица говорит: "Берегись, и не падай духом, и не попускай входить смущению в душу твою. Зри, кочерга повинуется обладателю своему; холодный пепел, угли холодные и горячие - все, что подходящее к ея устройству, делает, все гребет - и золото, и серебро, хорошее зерно или плохое, нужно сгресть или перегрести, все терпит и делает молча. Если даже ее влагают в огонь или горящее пламя и угли горящие выгребаются ею и мешаются по воле, власти и желанию ея господина. Она этим не гордится и не превозносится, что это она все делает, а терпит молча, повинуется воле владельца и господина ея, потому что она сделана для всех этих дел. Пойми, все это относиться к тебе. Думай, что ты лопата, грабли, кочерга, выгребающая из адского огня геенны, предохраняя от грехов души и вводя в горния вечные радости и славу Небеснаго Царствия, покой, веселие и безконечные веки". Опять говорит мне Иоанн Богослов, скаредному истукану: "Скажи: Аминь", и я сказал: "Аминь". Потом, помолчав, Владычица говорит: "Предваряю тебя, многие и многие приидут и приползут разного рода и племени целы и полуцелы, уязвленные, отягченные сном, дремлющие, расслабленные, обременены и удручены тягостию от самих себя и от исконнаго врага, вся и всех оныя приемли и послужи, и да не презреши кого - Божий бо суть вся сии. И Аз не престану посещать место сие, живущих и ползущих на место сие. Господь Бог и Сын Мой и Аз послужим всегда ко утешению и спасению их всех". Паки святый Иоанн Креститель говорит: "Рцы: Аминь". И я, безумный невежда, сказал: "Аминь". И говорит Владычица: "Мир и благодать месту сему, тебе и всем живущим здесь. Гряди в мире и благодати во своя". И я поклонился до земли. Владычица отступила и стала невидима, и все с Нею отошли, остался я один. В каком состоянии я тогда находился, язык человеческий высказать не может. Возвратясь на то место, где благоизволила стоять Владычица Своими Пречистыми Всесвятыми стопами, я заметил на снегу следы ног Ея. Тогда я нагреб на том месте кучу снега и обставил кругом поленами это место, потом уже разбудил спящих. Было уже 11 часов дня, и из них никто не вышел на двор за все это время, с 12 часов ночи до И часов дня. Они отворили ставни, и я ничего не сказал брату Иоанну о происшедшем, а показал только место, обсыпанное снегом и обставленное полена-ми, и просил его охранять это место и держать в чистоте. Мы поставили самовар, и, напившись чаю, я пошел в монастырь. И тайны этой никто не знал. + + + В главном Свято-Троицком Соборе монастыря изображено над южным выходом дивное видение: явление Божией Матери о. Ионе 1 марта 1861 г. Посередине Богоматерь в обычном хитоне, покрывающем главу и плечи. В правой руке у Пречистой жезл - символ игуменства. Божия Матерь окружена огненным сиянием в виде огненной купины. По обеим сторонам предстоят лики святых, направо: прп. Афанасий Афонский, Антоний и Феодосии Печерские, святитель Михаил, митрополит Киевский, прп. Петр Афонский, Феодор Студит, Антоний Великий, Феодосии Великий, Пахомий Великий, Паисий Великий, Евфимий Великий, Арсений Великий, Сысой Великий, Савва Освященный, Авва Дорофей, Ефрем Сирин, Харитон Исповедник, Варсанофий, Пимен Великий, Макарий Великий, Андрей Критский, Кассиан Римлянин, Исаак Сирин, Марк Фрачевский, Макарий Египетский, Пафнутий, Павел Препростый, Иоасаф Царевич Индийский, Иоанн Колов, Виталий, Варлаам, Иоанн Лествичник, Иосиф Песнописец; налево: Свв. Апостолы Петр, Марк. Евангелисты: Иоанн Богослов, Матфей и Лука; Симеон, Павел, Иаков, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей. Равноапостольные цари Константин и Елена, равноапостольные князи Владимир и Ольга, благоверный князь Александр Невский, князья-мученики Борис и Глеб, царевич Димитрий, царица Александра мученица, Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, великомученик Пантелеймон Исцелитель, Меркурий, царица Феодора, мученик Феодор Тирон, Иоанн Воин и Феодор Стратилат.