Учения Оптинских Старцев

О ПОЧИТАНИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Особенно о. Зосима любил Царицу Небесную. Он всегда как бы предстоял пред Нею. Старец велел чадам своим, как к Игумений своей, постоянно к Ней обращаться и на все дела свои брать у Нее благословение. "Без благословения Царицы Небесной, дети мои, ничего не начинайте делать. А закончив дело, опять благодарите Ее, нашу скоропослушницу и помощницу во всех делах благих". Возжигать лампады пред иконами Царицы Небесной старец считал необходимым. А если заболеет кто, надо мазать маслом, горевшим пред чудотворной иконой Божией Матери, и это будет в исцеление души и тела болящего. У старца в келий были две чудотворные иконы Царицы Небесной: Владимирская и Казанская. Много чудес совершилось благодаря этим иконам, многие больные получили исцеление. И сейчас одна из них, Владимирская, находится у духовной дочери старца. Когда старец молитвенно обращался к Царице Небесной, то говорил с Ней, как с живой, будто он видел Ее тут же в своей келий. И, действительно, Царица Небесная была с ним всегда, и вся жизнь внутренняя и внешняя старца протекала под Ее покровом. И всех своих духовных чад наставлял он ежедневно по числу суточных часов читать: "Богородице Дево, радуйся..." (всю молитву до конца) и испрашивать благословение Приснодевы на каждый час жизни своей и своих близких. Радовался старец, если кто-нибудь из его духовных детей исполнял Богородичное правило, читая 150 раз в сутки "Богородице Дево..." Сама Царица Небесная дала это правило, и все забыли о нем, забыли о послушании Ей, Одигитрии нашей, радости всех радостей. Преподобный Серафим напоминал об этом правиле, заставляя ходить по канавке, обведенной вокруг Дивеевской обители, читая 150 раз "Богородице Дево, радуйся". И благословил чад своих исполнять это правило. В келий препод. Серафима нашли старинную книжку с описанием чудес, происходящих с людьми, исполняющими это чудодейственное правило чтения 150 раз архангельского обрадования Царице Небесной. Были у старца близкие ему иереи, которые всегда исполняли Богородичное правило. Один из них, о. Д.Крючков, огненно любящий Царство Небесное, стремящийся попасть туда и вдохновляющий своей любовью к Богу духовных чад своих, уча их не привязываться к земле, а смело готовиться к вечной жизни, всегда пребывая с Царицей Небесной., Другой — о. Александр (Гумановский, в монашестве Даниил), кроткий и тихий, весь ушедший в любовь к Царице Небесной. Вся его жизнь как бы была постоянным служением Приснодеве. Все духовные его чада ежедневно творили 150 молитв Богородице, некоторые удостоились перейти в вечную жизнь, вознося архангельское обрадование честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим. Оба эти старца умерли в ссылке.

БОГОРОДИЧНОЕ ПРАВИЛО

Вот отрывок из письма кротчайшего о. Александра (Гумановского), прозванного за любовь к Царице Небесной "Богородичным старцем", к одной из его духовных чад. "... Забыл я вам предложить существенный спасительный совет. Читать ежедневно 150 раз "Богородице Дево", и эта молитва вас спасет. Это правило дала Сама Матерь Божия около VIII века, и его исполняли когда-то все христиане. Мы, православные, забыли о нем, и препод. Серафим напоминает нам об этом правиле. У меня в руках рукописная книга из келий препод. Серафима с описанием множества чудес по молитве к Богоматери, и в частности от чтения 150 раз "Богородице Дево". Если по непривычке трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, читайте поначалу 50 раз. После каждого десятка читайте один раз "Отче наш" и "Милосердия двери отверзи нам". Кому бы ни говорил об этом правиле чудодейственном, все оставались благодарны". Отец Зосима весьма ценил и любил владыку Серафима (Звездинского) и всегда отзывался о нем так: "Это святой архиерей". Владыка Серафим ежедневно исполнял Богородичное правило, причем, исполняя его, молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Царицы Небесной. 1 Одному из своих духовных детей он дал описать схему, в которую он вкладывал свою молитву Приснодеве Марии, вот она: ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем Рождество Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях. ВТОРОЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы, Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви. ТРЕТИЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородице. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих. ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем встречу Пресвятой Девы Марии, Богородицы, с праведной Елизаветой. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести. ПЯТЫЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем Рождество Христово. Молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе. ШЕСТОЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем Сретение Господне и прореченное святым Симеоном слово: "И Тебе Самой оружие пройдет душу". Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем • воздыхании причаститься Святых Тайн и провела бы душу через страшные мытарства. СЕДЬМОЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем бегство Божией Матери с Богомладенцем в Египет. Молимся, чтобы Царица Небесная помогла избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей. ВОСЬМОЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем исчезновение 12-летнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву. ДЕВЯТЫЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем чудо, сотворенное в Кане галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: "Вина нет у них". Просим у Божией Матери помощи в делах и избавления от нужды. ДЕСЯТЫЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем стояние Божией Матери у креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об изгнании уныния. ОДИННАДЦАТЫЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу. ДВЕНАДЦАТЫЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Божия Матерь. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных и суетных забав и направить на стремление к горнему. ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Молимся: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене". ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины. ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она Господом после переселения Ее от земли на небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земли, но защищать их от всякого зла, покрывая их честным Своим омофором. После каждого десятка владыка Серафим молился своими собственными молитвами, которых никому не открывал, так что эти молитвы знает только Господь и Царица Небесная. Некоторые из исполняющих Богородичное правило придерживаются схемы владыки Серафима, но своих молитв не умеют возносить. Одна из монахинь возносила такие молитвы после каждого десятка: ПОСЛЕ 1-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей, сродников и знакомых), умножь их веру и покаяние, а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей. ПОСЛЕ 2-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани, и соедини или присоедини к святой Православной Церкви заблудших рабов (имена). ПОСЛЕ 3-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена). ПОСЛЕ 4-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих. ПОСЛЕ 5-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облечься. ПОСЛЕ 6-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься святых Тайн Христовых и Сама проведи душу через страшные мытарства. ПОСЛЕ 7-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей. ПОСЛЕ 8-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне непрестанную молитву Иисусову. ПОСЛЕ 9-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах моих и избави от всяких нужд и печали. ПОСЛЕ 10-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах моих и избави от всяких нужд и печали. ПОСЛЕ 11-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души. ПОСЛЕ 12-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу. ПОСЛЕ 13-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей, сродников и знакомых), умножь их веру и покаяние, а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей. ПОСЛЕ 14-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину. ПОСЛЕ 15-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякого зла и покрой меня честным Твоим омофором. Но далеко не все могут исполнять Богородичное правило по схеме, данной владыкой Серафимом (Звездинским). Почти все исполняют его так, как написал старец о. Александр (Гумановский) своему духовному сыну в приведенном выше письме (см. выше).

СТАРЦА НЕ ОТПЕВАЛИ В ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Старец скончался в полном сознании 2 июня по старому стилю; по новому стилю 15 июня 1936 года около 10 часов утра, поручив Царице Небесной всех своих духовных чад. Он просил, чтобы его отпевали в Греческой церкви, но хозяева побоялись везти его туда. Повезли отпевать его тело в церковь "Воскресение словущее", что в Брюсовском переулке. Принесли нашего многострадального старца схиархимандрита Захарию в его схимническом одеянии и поставили гроб в главном приделе, перед Царскими вратами. Незадолго до начала службы подошел к гробу служащий священник отец Николай (Поспелов) и спросил, обращаясь к собравшимся: "Кто посвящал архимандрита в схиму? Может быть, не нашей церкви иерарх?" Все молчали. "Ну, я его отпевать как схиархимандрита не буду". И он посадил старца в гробу, приподнял его тело, снял с него схимническое одеяние и бросил его на окно. Все чада прямо обомлели внутренне, но молчали — они понимали, что надо молчать. Когда отец Николай снимал с тела старца схиму, то руки его сильно дрожали. Вскоре после этого он умер. По окончании отпевания тело старца повезли на Немецкое кладбище. Схимническую одежду, снятую с него в церкви, благоговейно несла его духовная дочь, раба Божия Наталия. Перед опусканием гроба в землю духовные дети старца облачили его в схимническое одеяние. Больно было всем знающим и любящим его. Но, что делать! Когда несли гроб к могиле, то на дороге нашли небольшую икону преподобного Серафима Саровского чудотворца. Эту икону понесли. В этой иконе как бы сам преподобный Серафим присутствовал, смотря, как снятую схиму снова надевают на старца, и молитвой своей провожая в землю тело многострадального схиархимандрита Захарии, любящего Царицу Небесную так же глубоко, как любил Ее сам Преподобный, завещавший всем своим чадам творить Богородичное правило. Так восприняли некоторые из духовных детей старца отца Захарии найденную икону преподобного Серафима.