ВАДЖРАСАТТВА, представитель Пяти Дхиани Будд
Ваджрасаттва олицетворяет синтез Пяти Дхиани Будд – группы из пяти небесных Будд, которых визуализируют во время медитации. Они не являются историческими личностями, и поэтому их следует отличать от исторических Будд, таких как Гаутама Будда или Падма Самбхава. Пять Дхиани Будд вместе с Ваджрасаттвой – это центральные божества эзотерического буддизма. Они представляют пять различных аспектов просветленного сознания и служат проводниками к духовному преображению. Ученики тибетского буддизма начинают практиковать медитацию на Пять Дхиани Будд через шестого Дхиани Будду – Ваджрасаттву. Цель нашей медитации на этих небесных существ – пробудить в нас осознание потенциала нашей собственной буддхической природы и обрести единство с Буддами. Дхиани Будды открывают нам, как преобразить в мудрость компоненты нашего сознания. Имя «Ваджрасаттва» означает «алмазная природа», так как он служит олицетворением сути нашей собственной чистой, алмазной природы. Он являет ученикам образец для подражания, и если мы хотим стать похожими на него, то должны усвоить мудрости всех Пяти Дхиани Будд, поскольку Ваджрасаттва обладает всеми их достижениями. Многие тибетские посвящения начинаются с призывов к Ваджрасаттве. Для очищения и подготовки к дальнейшему продвижению по пути просветления кандидаты медитируют на него и повторяют его мантру. В конечном итоге ученик приходит к осознанию, что ему предстоит найти Ваджрасаттву в центре своего собственного существа, сидящим на троне из лотоса в тайной обители сердца. В своей диктовке, данной в 1993 году, Ваджрасаттва, выступая в качестве представителя Пяти Дхиани Будд, рассказал, какую помощь они оказывают нам: «Мы помогаем вам открыть вашу сокровенную суть – тайную обитель души, которая оказалась закрытой для нее из-за кармы и чрезмерных желаний. Мы открываем сокровенные двери, и нужная дверь становится открытой дверью для дальнейшего продвижения. Если душа обладает мужеством, а вы вдохновляете, поддерживаете и направляете ее, омывая любовью и состраданием, то она сможет открыть эти двери и войти. И если вы заботились о нуждах своей души, она познает своего внутреннего Христа»79 и внутреннего Будду. Вы можете визуализировать Ваджрасаттву как золотого Будду, сияющего так, будто он освещен ослепительными лучами солнца. Он сидит в позе лотоса и держит в правой руке на уровне своего сердца скипетр ваджру. В левой руке у него колокольчик. Ваджра олицетворяет его сострадание, а колокольчик – великую мудрость. Сострадание и мудрость являются основной парой добродетелей, необходимых для достижения самореализации. На другом уровне ваджра и колокольчик символизируют просветленный разум Будды и его тело в счастливом единении с совершенной Реальностью. Вокруг сердца Ваджрасаттвы написаны буквы его биджа мантры –ХУМ . Биджа Будды – это священный звук, священное слово, выражающее его сущность. Мы медитируем на сущность Будды с помощью его биджа мантры. Буквы Х У М – белые, и они движутся по часовой стрелке вокруг сердца Ваджрасаттвы, излучая сверкающие лучи белого света. Ваджрасаттва сидит на троне, который образован большим белым тысячелепестковым лотосом. Он улыбается улыбкой великого сострадания и смотрит на вас с нежной любовью. По мере того, как буквы все быстрее и быстрее вращаются вокруг его сердца, тело Будды становится все ярче и ярче, пока, наконец, не превращается в свет. Его тело становится прозрачным. Вы более не видите его формы. Перед вами лишь свет, свет, свет. Ваджрасаттва объясняет, какое важное духовное служение осуществляется благодаря повторению мантр Пяти Дхиани Будд: «При каждом повторении биджа мантры вы притягиваете нас к земному плану, на уровни самого астрального плана, на самые нижние уровни, где воплощены души, кармически связанные с вами… Итак, мы следуем за мантрой. Мы идем туда, откуда исходит Слово. Мы следуем за теми, кто повторяет биджа мантры – корневые слоги, обращенные к Божественной Матери, Богиням, Пяти Дхиани Буддам, ко всей иерархии Будд. Поэтому место, откуда звучит мантра, зовет того, к кому эта мантра относится, появиться в этой точке. Таким образом вы в состоянии призвать нас в глубины астрального плана … благодаря связям, которые остались между вами и жизнепотоками, обитающими на тех уровнях. Мы считаем это великим благом! Ибо (если только Закон не предпишет нам иного) мы, подчиняясь этому Закону, не можем сойти ниже, чем те земные планы, с которыми есть связь у одного из наших учеников… Знайте же, возлюбленные, что сейчас вы позволили нам, нашим бодхисаттвам, ученикам и чела перенестись на все уровни. Поэтому мы приумножили и проявили свое присутствие через миллионы разных световых точек на всех уровнях эволюции материального космоса».80 Мантра Ваджрасаттвы состоит из шести слогов: Ом Ваджрасаттва Хум.